Личные инструменты
Счётчики

Ницше

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
RedHate.pngБЛДЖАД!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить немного критики?
«

Устал я вам писать рукой. Писать ногой — вот выбор мой! Скользит нога, полна отваги, То по земле, то по бумаге.

»
Ф. Ницше
«

Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то великий философ советует прыгать с крыш… «Прыгай!», говорит, и в этом вся задача.

»
Чехов
Was mich nicht umbringt, macht mich stärker. Так-то!

Фридрих Вильгельм Карлович Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) — лютый немецкий философ, тролль, служащий источником сотен и тысяч развесёлых цитат, распространяющихся по просторам интернета в виде подписей к сообщениям, веских аргументов троллинга моралфагов.

Содержание

[править] Lebenslauf

«

Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном.

»
— Л. Н. Толстой
Любители Нидтчцьщше ВКонтакте, или Страшный сон граммар-наци.

Когда и где родился, кто мама-папа — см. здесь. А тут мы без лишних отвлечений попробуем обрисовать ковайные черты господина Философа.

В детстве Ницше отличался крайней упёртостью и чрезвычайно высокой силой характера. Поспорив со сверстниками о том, что он сможет взять в руки горящий уголь и продержать его некоторое время, он немедля сделал это, заставив «друзей» посрать кирпичами. Взрослел Фридрих в женском общежитии. В одной с ним квартире проживали мать, сестра, бабушка, две незамужние тетки и служанка. Непрекращающиеся эстрогенные вихри, бури и прочие катаклизмы побудили отца переселиться в более спокойное место — на кладбище. Психически закаленный в экстремальных условиях, Ницше стал профессором уже в 24 года и кинулся писать настолько хорошие книги, что аж сам от этого охуел. Примерно тогда же у Философа начинаются проблемы со здоровьем — сильные головные боли, иногда доходящие до неиллюзорных мучений, что, возможно, сказалось на его мизантропическом подходе к философии.

По интеллектуальным параметрам Фридрих Вильгельмович в 9000 раз превосходил большинство своих современников, да чего уж там скрывать — и нынешних философов тоже. Уже в 25 лет получил звание профессора филологии в Базельском университете, что не мешало ему смотреть на классическую филологию, как на говно. А чем можешь похвастаться ты, мальчик?

Труды, полные ненависти и очищающего огня Холокоста (в фигуральном смысле), Ницше начал писать ещё с юношества. Но самые винрарные и принёсшие мировую славу ему удалось выпустить после 35 лет, когда проблемы со здоровьем переросли в абсолютный ужас, вынудивший его покинуть университет. Главной среди них, безусловно, является манускрипт «Так говорил Заратустра», в которой, собственно, и формулируется идея сверхчеловека. Кстати, фраза из этого произведения «бог умер» по-русски звучит весьма двусмысленно. Да, и не нужно приписывать это выражение дарквэйв-группе Das Ich. Алсо, есть мнение, что авторство данной фразы принадлежит Гегелю или Гёте, которого Ницше очень почитал. Впрочем, до них она была у Жана Поля, а задолго до Жана Поля — в лютеранской мессе.

Закончил Ницше в полном соответствии со своим мировосприятием — после долгих лет экзистенциальных и физических мучений он окончательно сходит с ума, пишет книгу «Ecce Homo» с примечательными названиями глав: «Почему я так мудр», «Почему я так умён», «Почему я пишу такие хорошие книги» и т. д.

После этого следующее значимое событие в его жизни произошло через одиннадцать лет, когда он умер от запущенного сифилиса в дурке. Точнее, умирает от воспаления лёгких, а «запущенный сифилис» лишь одна из возможных причин паралича мозга Ницше, есть мнения об отравлении по политическому заказу, случайном отравлении при самолечении, а также прогрессирующая мигрень, которой, кстати, соответствуют симптомы, проявляющиеся у Ницше на протяжении многих лет, чего нельзя сказать про сифилис. Некоторые биографы Ницше и исследователи его творчества высказывают предположение, что из всех отношений с женщинами он состоял разве что во френдзоне у Лу Саломе, а девственникам сифилис не передаётся; психиатры же заочно диагностируют в нём шизофреника по амбивалентной писанине, особенно в зрелые годы — об этом, конечно же, можно судить лишь с большой долей приближения. Также не забываем про то, что отец классика скопытился в районе всё тех же 36 лет от подозрительно похожей болячки, то есть, это вполне могли быть какие-то наследственные проблемы, и удивляться надо не тому, что так быстро стал овощем, а тому, что так долго протянул.

[править] Щито это?

Перелистывая занятные сочинения Ницше, Вы, о уважаемый читатель, конечно же, заметили, что разговор идет об эзотерике. То есть проблемы человечества рассматриваются как бы сверху, с позиции беспристрастного властелина Мира, или, по-простому, Б-га. Ему фиолетово, кто там коммунист, фашист или, скажем, гордый внук славян, если кроме звания и хороших, годных анализов толку с него человечеству больше никакого. А нужно ему, чтобы изобретались велосипеды, писались картины, клеились ракеты и леталось бы в космос. Чтобы убедиться, что там пусто.

Можно возразить, что уж больно сказочно это всё, тем более что объективная реальность даже в том же космосе обнаружена не была. С другой стороны, вспоминается Атэц, воодушевивший население Этой Страны прогуляться по пути, намеченному Дедушкой. В результате появились Строители Коммунизма, освоившие целину, Сибирь и даже околоземное пространство с улыбкой на устах, мечтая о Светлом Будущем, колбасе и поездке в Болгарию. Задача, правда, осложняется тем, что их методы уже не пользуются спросом, но в наше удивительное время этим активно занялись интернеты, предлагая широким массам будущих Üберменьшей различные варианты и возможности воспитания у себя желательных или недостающих качеств, в зависимости от наклонностей и уровня развития. Как нетрудно догадаться, достаточно запросить всего одно слово: САМОРАЗВИТИЕ, как сразу все завер

Итак…

Сверхчеловек — основная ценность ницшеанской философии и смысл человечества, не меньше. Несмотря на это, Ницше не озаботился чётким и ясным разъяснением своей основной ценности. В связи с этим у 95% сверхчеловек ассоциируется с их собственным представлением о том, кем бы они были, не следуя своей рабской морали. Однако если читать Ницше внимательнее, то ВНЕЗАПНО сверхчеловек оказывается прежде всего благородной личностью, преодолевшей в себе ресентимент и всякую нигилистическую мораль, а также щедро одаривающей своими знаниями окружающих.

...По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать — о слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от бога (а я верю, что этот период — параллель геологическим периодам — совершится), то само собою, без антропофагии, падет всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни всё, что она может дать, но непременно для счастия и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог. Ежечасно побеждая уже без границ природу, волею своею и наукой, человек тем самым ежечасно будет ощущать наслаждение столь высокое, что оно заменит ему все прежние упования наслаждений небесных. Всякий узнает, что он смертен весь, без воскресения, и примет смерть гордо и спокойно, как бог.

Ф. Достоевский о Сверхчеловеке в «Братьях Карамазовых».

Воля к власти — чтобы не звучало слишком авторитарно, можно переводить этот концепт как «Стремление к могуществу». Это основная характеристика жизни, каждая частица которой стремится к усложнению, преодолению самой себя и к расширению себя в пространстве и времени. Это прежде всего биологическая характеристика, которую Ницше сознательно переносит в этический контекст, в противовес христианской позиции «швитой слабости», ни в коем случае не оправдывая мировоззрение мудака-отморозка, который стремится подчинить себе всё и вся. Сверхмудаком пугают себя и окружающих христанутые из-за своего ресентимента. С позиции же здравого разума можно поразмышлять о том, в ком жизнь представляет наибольшую сложность и красоту: в Чикатило или Эйнштейне? Гитлере или Леонардо да Винчи? Затем можно допустить возможность того, что Ницше был не тупее нас, и, говоря о «Стремлении к могуществу», видел ценность в проявлении настоящей мощи (то есть в более развитой, сложной жизни, чем инертное быдло со свернутым шифером) Человека, именно с большой буквы, обладающего в первую очередь властью над собой и стремящегося к конструктивному развитию.

Мораль господ и мораль рабов — как и при рассмотрении многих других концептов Ницше, объяснение будет более действенным, если оговорить, как этот концепт понимать НЕ следует. Мораль господ и мораль рабов — это мораль быдла и небыдла, или барина и холопа. Не стоит также при этом думать, что Ницше был социалистом, он был сторонником меритократии, или, как удачно высказался один его знакомый, радикальным аристократом. Что же это значит? А всё просто: наверху должен быть тот, кто действительно соответствует этому, благодаря своим выдающимся личностным качествам и трудолюбию, а не родительским связям, коррупции, оболваниванию электората или выпиливанию конкурентов.

Господская мораль — понятие из «Генеалогии морали» и «По ту сторону добра и зла», ей противопоставляется мораль рабская. Первая, согласно Ницше, определяется понятиями «хорошо» и «плохо»; вторая — дихотомией «добро—зло». «Человек благородного типа чувствует себя созидателем, творцом, […] он создает ценности», — пишет Ницше. Таким образом, господская мораль — свойство имеющего право на власть, «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе…» (М.Горький), сознание изобилия, дарящее и дающее. Благородный человек тоже помогает несчастным, но не из чувства сострадания или жалости, а скорее от избытка могущества.

Простой человек, обнаружив у такого господина недостающие качества, презирает его за этот недостаток.

Мораль господ (более точные по смыслу переводы: властелин, сам себе господин; владеющий самим собою) обусловлена тем, что её носитель — сильная, глубокая, а главное, самодостаточная личность, способная оставаться собой, сидя далеко в горах в какой-нибудь пещере, в то время как моралью раба может обладать хоть президент, хоть Папа Римский. Последний же не имеет реальной духовной силы и пытается её компенсировать за счёт других.

Под рабской моралью Ницше понимает, к примеру, благотворительность, сострадание, смирение. Рабская мораль есть в первую очередь мораль утилитарная, поскольку она выгодна правящим. И далее, Ницше пишет:

Бедный, довольный и раб! — это тоже возможно- и мне не приходит на ум ничего лучшего, чем сказать работникам фабричного рабства: поставленные, они не чувствуют ничего, кроме позора, в таком виде, как оно сейчас происходит, используются как винтики в машине и одновременно козлы отпущения человеческого изобретательского искусства! … Тьфу! Поддаться убеждению, что с потерей личности, внутри машиноподобного нового общественного строя, может позор и стыд рабства возрасти до уровня добродетельности!

см.
«

Бог мёртв

»
— Ницше
«

Ницше мёртв

»
— Бог
«

Бгг

»
— Смерть
Поумерив пыл, Фридрих вспомнил о неизбежности неизбежного.

Смерть бога — недееспособность христианской системы ценностей, относительно современности, выразилась у Ницше в утверждении «Бог умер». А так как христианская система ценностей была чуть ли не основой европейской цивилизации, то осознание того, что Бог таки умер, подорвало у многих веру в какие-либо моральные основы вообще, что привело к кризису европейской культуры. Сам Ницше, давая прогноз на будущее, ознаменовал два века нигилизма, тем самым предсказав наступление эпохи постмодерна. Эпохи, в которой скрытый религиозный нигилизм, обнаживший свою суть под натиском антиклерикальной критики, перерастёт в нигилизм открытый и не менее популярный, оставаясь прерогативой различных релятивистов и декадентов. Иными словами: «раньше» нигилизм был замаскирован в религии, а сейчас интеллектуальная прослойка агностиков/постмодернистов и смотрящие им в рот массы небыдла с лёгкостью и незамутнённостью прирождённого МД сообщат вам о том, что объективного смысла позитивного существования земли нет, потому что «у каждого своя правда»!!111 или «Ignoramus et ignorabimus, Amen!»)

Переоценка ценностей. Активный и пассивный нигилизм — под нигилизмом Ницше понимает философию, отрицающую ценность земной жизни как единственной реальности, смысл которой люди должны реализовывать непосредственно в этой самой жизни. Здесь есть нюансы: если у верующих нивелировка ценности плохой, негодной, греховной земной жизни происходила в угоду мечтаниям о бурной загробной жизни, то у релятивистов обесценивание является следствием их эпистемологического агностицизма.

Ну а что же сам Ницше, спросит любознательный анон, разве он не занимался обесцениванием основополагающих ценностей и морали вообще? Разумеется, чтобы построить новое здание, нужно расчистить место для него, а если на этом месте стоит старая развалина (мораль), то её нужно деконструировать, как говорил сам Фридрих: «Мы должны освободиться от морали, чтобы суметь жить морально». Таким образом, философия, направленная на деконструкцию устаревшей морали (падающего — подтолкни), является активным нигилизмом, в противовес пассивному, чья нивелировка не предполагает никаких дальнейших построений, кроме дрочения своего нигилистического чувства собственной важности. А поскольку грань между двумя видами нигилизма весьма тонка, для большинства постмодернистов деконструкция практически сразу превратилась в религию и стала смыслом жизни, что печально. Ницше же советует принимать нигилизм дозировано, у него это реакционный инструмент, а не самоцель.

Вечное возвращение и принцип «Amor fati» — хоть и не стремился Ницше создавать философскую систему, по причине безверия в непогрешимость любой философской системы, она всё равно складывается из его же идей и понятий, и как ни странно, содержит погрешность. В данном случае, это, по собственным словам Ницше, самая глубокая его мысль — идея о вечном возвращении, а так же психологический принцип, который из этой идеи преподносится. Идея заключается в следующем: если вселенная существует бесконечно, то все элементы вселенной в бесконечности складываются в одну и ту же вселенную бесконечное число раз, то есть мир, включая нас, бесконечно возвращается и становится таким, каким мы его знаем, поэтому все наши поступки как бы уходят в бесконечность и бесконечное количество раз складываются снова. Психологический вывод: если ты поступаешь как слабак, то ты вечный слабак, если как сильная личность, то ты вечно крут, это значит, что только и остаётся поступать как нужно, несмотря на любые препятствия и трудности, которые преподносит судьба. Более того, Ницше советует относиться к трудностям с радостью, и любить свою судьбу, так как она у тебя одна, хоть и вечная, как бы.

Итак, помимо чисто логических погрешностей самой идеи (1 — элементы вселенной могут бесконечно не складываться в ту же самую реальность. 2 — чтобы идея ВВ работала, нужно ограниченное количество элементов, складывающихся в бесконечном времени, когда как само время вселенной определяется относительно её же элементов, поэтому бесконечность времени мы можем полагать лишь при наличии бесконечного количества элементов), она противоречит всему антиметафизическому курсу философии Ницше, так как идея ВВ недоказуема и поэтому выступает в роли метафизической идеи, подобной идеи о Боге или карме, опираясь на которые, человек должен предпринимать те или иные действия, тем самым, лишаясь своей экзистенциальной самостоятельности, которую Ницше так хотел взрастить в людях своей философией. Анону без ГСМ категорически рекомендуется раскуривание теоремы Пуанкаре о возвращении. Внезапно вычислено время возврата Пуанкаре для Вселенной (как эргодической системы). t=10^(10^(10^(10^(10^1.1)))) времени.

[править] Наследие Ницше в культуре

«

Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками.

»
Стругацкие

[править] Нацизм и фашизм Ницше

Неразбериха с «ницшеанским фашизмом» началась, когда архивом Ницше после его смерти завладела сестра — Элизабет Фёрстер-Ницше, жена учителя из Берлина Бернгарда Фёрстера, патологического антисемита и позднее — героя. Под руководством сестрёнки была сфабрикована в том числе и компиляция выдранных из произведений Ницше цитат и откровенного вымысла, озаглавленная как «Воля к власти». Компиляция была сфабрикована так удачно и своевременно, что попалась на глаза теоретикам и практикам НСДАП. В 1934 году Архив Ницше посещает кто бы вы думали и имеет с девяностолетней Фёрстер-Ницше долгую продолжительную беседу. Результатом этой беседы стало включение Ницше в «культурный пантеон» нацизма (вместе с Гёте, Бетховеном, Вагнером и прочими достойными людьми). Видимо, так она отомстила брату за то, что однажды он в письме к М. фон Мейзенбург (май 1884 года) назвал её «die rachsüchtige antisemitische Gans». Тем не менее она ничуть не сомневалась в гениальности брата. И всеми силами старалась сохранить его труды как могла. Забив банан в уши Гитлера, мол, фюрер — воплощение его сверхчеловека, получила профит. Ещё до встречи с сестрой писателя Алоизыч дичайше котировал его творчество, а впоследствии привил своё увлечение и своим недалёким приспешникам. «Так говорил Заратустра» была самой популярной книгой после Библии, таскаемой солдатами Вермахта в своих рюкзаках. Ибо вдохновляет, модная и легко читается.

Но утверждать, что Ницше как-то особо повлиял на фошыстов — это неоправдано фошыстам льстить. Средний активист тогдашных фошыстских движух читал (если умел) в основном листовки и партийные газеты, и оценивал идеи по прикольности. Сам фюрер читал, судя по библиотеке и немногим цитатам, тогдашний бумажный аналог вконтактовых пабликов и Рен-ТВ, откуда и подчерпнул кулстори про арийцев и жыдомасонский сговор.

Так или иначе, многие использовали идеи Ницше в своих интересах: фашисты цитировали его слова о превосходстве одних над другими, коммунисты использовали его антирелигиозною составляющую, а либералы вспоминали его ориентированность на свободу индивида. Хотя в сущности, философия Ницше не попадает ни под одну политическую идеологию. Он отвергал консерватизм, национализм (и даже патриотизм), социализм, этатизм и демократию. Если попытаться перевести Ницше в политическую плоскость, то получится своеобразный аристократический анархизм. Впрочем, современное ницшеанское движение небезосновательно относит себя к правым, хоть и не похожим на остальных.

[править] Ницше и музыка

b
Also sprach Zarathustra. Рихард Штраус

В начале карьеры Ницше и думать не желал быть философом и вожделенно мечтал дополнять таблицу Менделеева (быть химиком), а также, наслушавшись маэстро Вагнера, решил проявить себя в качестве композитора. Опусы, полные уныния и отчаяния чуть более, чем полностью, можно послушать здесь.

Интересующиеся музыкой и античной историей могут почерпнуть много интересного из его первого труда «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Читатель узнает, какими алкоголиками и развратниками были древние греки, придумавшие музыкальную трагедию, чтобы прикрыть своё распутство перед грядущими поколениями. Труд был написан во времена яростного фапания Ницше на Вагнера (и платонической любви к его жене Козиме), о чём несчастный Фридрих впоследствии очень сожалел.

В последних произведениях уже немолодой философ любил потроллить тяжеловесную, не в меру пафосную «северную» оперу Вагнера куда более мелодичной, жизненной, но отнюдь не менее трагичной «южной» оперой Бизе (Parsifal VS Karmen). Травля, затеянная Ницше в шутку, за сто лет приобрела статус специальной олимпиады и широко практикуется на музыкальных и оперных форумах.

Алсо, музыкальное вступление к винрарнейшему фильму «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика, используемое также телеигрой «Что? Где? Когда?», есть непосредственно идеи Ницше, переложенные Рихардом Штраусом на «язык музыки».

А ещё, в СШП у Ницше до сих пор имеется один верный ученик, теребящий за уши всю христианскую общественность.

[править] Ницше и литература

«

Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одарённости в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.

»

Будучи филологом по образованию, Ницше много прочёл как классической литературы, так и современных ему немецких писателей. Ранние его работы были менее эмоциональны, в них ещё прослеживалось влияние строгой науки. Ближе к написанию «Заратустры» Ницше презрел всю современную ему науку и философию и мастерски отточил свой писательский талант. Поэтому любители его ницшеанства зачастую начинают знакомиться с творчеством усача с поздних работ, так как читаются гораздо легче, как художественная или религиозная литература, и насыщены множеством тропов и афоризмов.

Разумеется, философ оказал большое влияние на литературу и литературную критику. Герман Гессе писал своих «Сиддхартху» и «Степного волка», находясь под впечатлением от Ницше; влияние ницшеанства прослеживается и в творчестве Паланика. С оглядкой на Ницше ЛаВей создавал свою «Сатанинскую библию». Преемниками герра профессора собственно в философии считали себя и многие знаковые постмодернисты вроде Фуко и Делёза, так как Ницше вновь открыл для европейской культуры дионисийского человека, живущего наслаждениями и высмеивающего всех и вся. В плане конструирования текста Ницше вплотную подошёл к ризоме, свойственной постмодернистским романам.

[править] Ницше в кино

«

Я мёртвый, потому что я глупый.

»
Ницше в «Туринской лошади»

На тему Ницше наличествует вполне себе годный и артхаусный бразильский высер «Дни Ницше в Турине» 2001 года. В фильме описывается приезд Фридриха Ницше в итальянский город Турин под конец его жизни. Весь фильм Ницше бродит по улицам, обнимается с лошадью, перевязывает полотенцем ногу собаке, нечленораздельно бормочет нацепив маску Диониса, представляет себя Богом, в общем постепенно скатывается к своему печально известному безумию. В конце фильма показаны якобы заснятые при жизни философа видеокадры оного в дурке. Но вполне вероятно, что эти кадры просто фейк, смонтированный из фотографий философа.

В 2007 году в США по довольно неплохому роману Ирвина Ялома «Когда Ницше плакал» был снят вполне винрарный одноимённый фильм с Армандом Ассанте в роли героя статьи. Фильм доставляет историей знакомства больного мигренью и манией величия с венским врачом Йозефом Брёером, попытками последнего излечить философа и самого в конце-концов скатившегося до унылого состояния психически нездорового сопляка. Самым умным и находчивым в фильме в итоге оказывается ни кто иной, как молодой ещё психоаналитик Зигмунд Фрейд, первыми робкими попытками своего метода вытаскивающий Брёера из состояния унылого говна. Доставляет и актриса Кэтрин Винник в роли подруги Ницше Лу Саломе.

Образцовый Сверхчеловек по мнению Джина Роденберри.

В 2011 Бела Тарр, вдохновившись, помимо сабжа, фразой Маяковского «все мы немножко лошади», предъявил миру своё понимание Ницше в фильме «Туринская лошадь».

А в сериале Andromeda весьма активно действуют «ницшеанцы» — раса, воплощающая идеи философа. Брутальны.

[править] Ницше и интернеты

  • Ницше часто упоминают на тифаретнике. Популярность к нему пришла после этого знаменитого комментария

Не пострадал я от армии. Было хуево, но не пострадал. Сильнее сделался, комплексы уничтожил. Это, как у Ницще…

Клац

См. также басню «Ницше и хлеб».

[править] Алсо

В русской философии Серебряного века существовал почётный преходящий титул «русский Ницше», которого в разное время удостаивались К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, В. И. Иванов. ЧСХ, все трое были религиозными людьми.

[править] Критика

«

Взял в тюремной библиотеке Ницше. И я понимаю, что одна и та же книга на воле и в тюрьме воспринимается совершенно по-разному. На воле я просто читал книжки как советы жизненные, мировосприятие, а в тюрьме это полное мироописание. Переосмысление бытия идет.

»
Тесак

Несмотря на блестящее владение литературным слогом, как философ Ницше был весьма непоследователен, за что коллегами-академистами обвинялся в иррационализме. В самом деле, вопросы онтологии и гносеологии у него не решаются напрямую, развития по Ницше в мире нет вследствие вечного возвращения и мир этот управляется некой непознаваемой волей к власти, унаследованной от раскритикованного Фридрихом впоследствии пессимиста Шопенгауэра. Несмотря на отсутствие бога в ницшеанской картине мироздания, по сути она является идеалистической, а воля в нём — пантеистична.

Марксисты, помимо необоснованных обвинений Ницше в идеологическом потворстве фашистам, также упрекали его в эстетствовании и аристократизме, отрицании демократии и мизантропии. Всё дело в пресловутой морали господ, сам Ницше писал, что и потомкам в его сочинениях дано понять не всё, куда уж там до него современникам! Да и ярко выраженный индивидуализм с коммунизмом не очень-то вяжется.

Некоторые представители ультра-небыдла и примкнувшие к ним ТП считают чтение Ницше уделом хипстеров и юных максималистов. В самом деле, философия толкания падающего как нельзя лучше подходит мамкиным циникам, только на такую глубину осмысления они и способны. Как стёб над примитивизмом большинства Фридриховых поклонников родился недомем «тюремное ницшеанство». Ницше охотно читают обитатели тюрем и психушек, проникаясь ненавистью аки ситхи, помогающей им переживать жизненные трудности.

В конце концов, чтобы лучше понять философию Ницше, не стоит воспринимать его только как философа, и читать его книги желательно как художественную литературу. Чем меньше СПГС, тем лучше.

И помнить, что за исключением «Заратустры» (всё-таки поэма в прозе) его сочинения, включая «По ту сторону добра и зла», рассчитаны на читателя, который знает, о чём писали эти Канты и Юмы на уровне хотя бы университетского курса. Так что если ты школьник, не забудь положить рядом «Историю западной философии» Рассела (а ещё лучше «Лекции по истории философии» Гегеля, с которыми знаком был и сабж), чтобы хоть знать, о чём идёт речь.

[править] В цитатах

Что там про плётку? Ницше, Поль Рё и Лу Саломе.
  • «В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой».
  • «Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом».
  • «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнёт всматриваться в тебя». В советской России этим никого не удивишь. Вообще это быдловариант цитаты, взятый из фильма «Бездна» (the Abyss) Джеймса Кэмерона, коему эта цитата служила эпиграфом и, в некотором смысле, спойлером. Оригинальная цитата звучит так: «Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein» (Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя). Без первого предложения первоначальный смысл несколько теряется.
  • «Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия».
  • «Но то, что убеждает, тем самым ещё не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов».
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение».
  • «Церковь — это род государства, притом — самый лживый»
  • «Что падает, то нужно ещё толкнуть». В сознании масс трансформировалось в «Падающего подтолкни».
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте».
  • «Что нас не убивает, делает нас же сильней».
  • «Идёшь к женщине — бери плётку».
  • «Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя».
  • «Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим — философом.»
  • «В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает».
  • «Если хочешь освободиться от невыносимого гнета, нужен гашиш».

И прочие, несть им числа.

[править] Галерея


[править] See also

[править] Ccылки