Личные инструменты
Счётчики

Демосцена

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше всего, что связано с демосценой.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
b
ASD доставляет.

Демосцена — это сообщество людей (сценеров), которые занимаются созданием демо: компьютерных программ как вида искусства, главной особенностью которого является выстраивание видеоряда с музыкальным сопровождением, выводимых компьютером в реальном времени. Всё это создается на некоммерческой основе и потому, как нетрудно догадаться, большую часть сценеров составляют ботаны и гики. Впрочем, в конце концов обычно сабжевые люди взрослеют и попадают на позиции технических специалистов в EA, Lucas Arts и SCEE, где используют свое умение заставлять графическое железо плакать кровью и срать кирпичами.

Содержание

[править] Жанры

Основными жанрами демосцены являются:

b
Одна из лучших 64k
  • Cracktro — то, с чего началась история демосцены. Представляют собой небольшие куски кода, встроенные в программу, суть которых состоит в том, чтобы рассказать пользователю, какой крякер или команда сломали программу, и сделать это по возможности красиво, что позволяет команде показать превосходство над другими командами. Cracktro появились почти с самого начала существования крякерской сцены, которая, в свою очередь, появилась одновременно с продажей платного софта широким массам населения. Были популярны в 80-х годах, затем пути кряк-сцены и демосцены разошлись, но отголоски того времени до сих пор можно заметить в современных кейгенах, снабженных графическими эффектами и музыкой. Сабж в чистом виде встречается и сейчас, но редко.
b
Эпичные эффекты можно уместить и в 4 кб
  • Собственно Demo (демо, демка) — длительные (обычно 5-10 минут) представления, сопровождаемые музыкой. Во времена, когда музыки в демках могло не быть, музыкальные демо называли Trackmo, но впоследствии "тихие" демо просто изчезли. Размер начинается от 64 килобайт (то что меньше - интро) и практически не имеет ограничений сверху. Размер первых демок подгонялся под вместимость дискеты и был не больше мегабайта, но после 2000 года лимит на размеры на некоторых пати достиг 64мб, так что обычный размер современных демок обычно не менее 15мб.
  • Intro (интро) — композиции с ограничением по объёму исполняемого файла. Существуют номинации 64 kb intro, 4 kb intro, 512b intro, 256b intro и даже 128b[1] intro.
    b
    Spacerace by NML
    Смысл — продемонстрировать впечатляющие эффекты, реализованые в минимально возможном по размеру файле. Наиболее популярный размер интро — 64 кб, так как в этот размер можно уместить код, создающий зрелищный видеоряд, синхронизированный с музыкальным треком, что делает возможным понимание сути интро даже неподготовленными зрителями.
  • Megademo (мегадемо) — жанр, популярный на заре развития демосцены и практически вымерший сегодня. Представляет собой сборник не слишком сложных эффектов или музыкальных композиций, переключаемых по нажатию клавиши. Классический пример — Shock Megademo.
  • Игрушки, которые могут весить около 96-128 кб и обладать вполне приличным геймплеем и графикой. Хороший пример 96k — .kkrieger., 64k — Spacerace by NML. Количество таких игрушек намного меньше, чем демок или интро.
b
Демка на Siemens SL45i
  • Некоторые нестандартные ОСи (например, MenuetOS — умещается на обычную дискету, но при этом имеет большой набор софта и нормальный GUI) тоже можно считать частью демосцены. Алсо, некоторые даунгрейдеры могут причислять свои достижения к демосцене, что весьма спорно.
b
Демо на самодельной демомашине
  • Трекерная музыка — музыка, воспроизводимая из набора аудиосэмплов различных инструментов и звуков, проигрываемых с разной скоростью/высотой тона в несколько каналов (от 4 до 32). Готовые произведения — модули (моды) имели широкое хождение в до-мп3-эпоху начала 90-x, обладая качественным звучанием при размере до 500 килобайт. Требует от автора написание музыки в специальной программе — трекере, что затрудняет создание музыки, отличной от электронной, зато электронная музыка в трекерном формате представлена почти всеми направлениями электронной музыки, однако количество хороших трекерных композиторов в процентном соотношении все же меньше, чем в остальной музыке. Sad but true.
  • Сhiptune — музыка, с характерным «электронным» звучанием, использующая относительно примитивный звукогенератор для создания звучащих «инструментов». Подобные звукогенераторы, реализованные музыкальными чипами, получили широкое применение в схемотехнике игровых консолей и домашних компьютеров первых поколений. Может быть и трекерной.
  • Musicdisc — сборник музыкальных композиций (трекерных, чиптюновых или других), имеющий оформленную программную оболочку-плеер, которая может содержать в себе как видеоэффекты, так и графику.
  • Пиксельная 2D-графика — в отстутствие шопа и планшета каждый пиксел укладывается вручную.
  • ANSI-art и его бледное отражение — ASCII-арт.

[править] Возникновение

b
Вот так всё начиналось.

История демосцены началась с распространением персональных компьютеров на рубеже 70-80-х годов. Уже тогда сформировались группы хакеров, занимавшихся взломом защиты и распространением софта (игрушек в основном). Каждая группа оставляла свою печать на программах в виде простенькой заставки — crack intro (cracktro). Совершенно естественным стало стремление сделать её круче, чем у конкурентов. Так демосцена выросла в отдельный жанр подпольного искусства.

В начале 80-х рабочей платформой для опытов был компьютер Commodore. На смену ему пришла Amiga 500, самая доступная и потому популярная, затмившая своим блеском и очарованием всё, что тогда было. PC не был популярен до начала 90-х, пока, вкупе с мощностью и порядочным объемом ОЗУ, не обзавёлся VGA-карточкой и приличным звуком Gravis Ultrasound. На продукции Apple демосцена не прижилась, несмотря на когда-то неплохие для своего времени возможности Маков.

Классические демки были призваны выжать максимум возможностей компьютера путём реализации нетривиальных кодерских методик и алгоритмов. В нынешние времена «ускоренная» графика, могучий проц и большой объем ОЗУ отодвинули тонкости реализации на второй план. Теперь в цене дизайн — органичное сплетение 3-хмерной графики, музыки, стиля в единое целое.

Сейчас демосцена особенно хорошо развита на своей родине — на севере Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды), Германии и Венгрии. В Венгрии вообще дичайшее количество сценеров — достаточно просто посмотреть список демо-групп оттуда. Из этого списка за особые заслуги перед демосценой следует отметить Conspiracy, Controlled Dreams, Overdoze и Тамаша «Tomcat» Полгара (последний, впрочем, прославился не столько созданием демок, сколько блоггингом и участием во всякой политоте. И вообще на родине он считается довольно одиозным персонажем, но речь сейчас не об этом). В exUSSR демосцена не настолько развита, а в других частях света (включая США, Японию и другие развитые страны) демосцены вообще практически нет.

[править] Демопати

b
Демо, работающее на микросхеме от
стиральной машины. Быдлокодеры срут кирпичами.

Практически с самого момента зарождения демосцены, появились демопати — мероприятия по встрече демомейкеров (сценеров), совмещенные с конкурсами работ (а в 80-х и начале 90-х годов — еще и copy party с обменом пиратским софтом, поскольку в те времена не было нормальных интернетов, и выкачать варез откуда-либо было проблематично).

Кроме этого, крупнейшие демопати обычно проходят несколько дней (на Западе — чаще всего 3-4, в России — 2 дня: суббота и воскресенье) и одновременно являются пристанищем демосценеров с разных стран. Программа демопати состоит из большого количества конкурсов — начиная от музыкальных и заканчивая демонстрацией демок. Обычно конкурсы разбивают по платформам — Amiga, ZX Spectrum, игровые консоли, PC. За первые места организаторы вручают призы от спонсоров — софт, железо, а иногда и совсем нехилый кэш — призовой фонд на некоторых демопати исчисляется сотнями тысяч долларов.

Но это только официальная часть программы, неофициальная не менее разнообразна. В России после закрытия пати большинство участников обычно перемещается в ближайший сквер или кафе, где они и начинают обмывать удачно проведенное пати. Впрочем, за рубежом они ведут себя очень похоже — например, параллельно с огромной демопати Assembly проходит в секретном месте (в 2008 году участники искали ее по GPS координатам) адская, очень финская по сути пьянка Boozembly, которую уже десять лет проводит группа демосценических алкоголиков Damones, и на которой можно встретить элиту демосцены, в летальных количествах употребляющую знаменитую Koskenkorva и занятую одной из разновидностей старых добрых swop-copy-party. Особенность этой swop-party в том, что обмениваются не дискетами, а экзотичным алкоголем из родных стран участников демопати. Еще одно любимое развлечение среди отечественных сценеров — кидание жестких дисков на расстояние (также ими можно играть в городки). Ну и конечно, не обходится без всевозможного трэша и угара — стихийных 8битных рейвов-опенейров, алкогольных маршей против притеснения ZX Spectrum в России, или диких пиратских криков AAAMIIIGAAAH на улицах тихих европейских городов.

На демо пати также можно встретить в больших количествах кадровиков разных айтишных фирм, стремящихся заполучить к себе в сотрудники квалифицированного специалиста-гика. Зачастую эти же фирмы и спонсируют проведение пати.

[править] Выходцы

b
Purple Motion и его новый трек

Из демосцены выросли многие ныне известные проекты, большинство из которых — с родины демосцены.

  • Финская компания Remedy (авторы Max Payne) когда то была демо-группой: свою первую победу на поприще игр они отхватили на Assembly с мультиплеерной резнёй под названием King of the Cabbage World. Позднее ребята сменили название на Rovio, превратившись во всем нам печально известного разработчика злых птиц.
  • Знаменитую Little Big Planet для PS3 делал и представлял 1337 кодер Alex Evans (aka Statix/TPOLM).
  • Еврейская расовая группа Infected Mushroom начинала в 90-е с трекерной музыки. Сначала под названием Shiva Shidapu, а затем и под оригинальным названием.
  • Финский трансовый диджей Alek Szahala — когда-то участвовал в демосцене, а сейчас проводит рэйвы на Assembly и делает ремиксы мелодий из старых игр.
  • Музыку для Unreal, Unreal Tournament и Deus Ex написали известные демо-музыканты Alexander Brandon, Andrew 'Necros' Sega, Michiel Van Den Bos и Peter 'Skaven' Hajba.
  • Marie Slip из популярной среди херок группы Отто Дикс тоже когда-то писал музыку на Спектруме. Были от него и игры, правда, совсем не демосценерского качества.
  • Православный композитор Йеспер Кид (Jesper Kyd), автор саундтреков к эпичным проектам вроде серий Assassin's Creed и Hitman, также выходец из демосцены: в свои молодые годы ему удалось побывать мембером группы Silents DK и писать музыку на Commodore 64 и Амиге.
  • Youhei Hiroshige aka DJ Command — японец (что нехарактерно) делающий ремиксы музыки из Touhou и всяческого J-попа, в 90-е экспериментировал с трекерной музыкой, поэтому его музыка порой представляет собой термоядерную смесь рейва, IOSYS и стиля отдельных трекерных музыкантов (вроде Elwood и dfast), что помогло его мелодиям зазвучать на z0r.de.
  • Шведская компания Starbreeze, известная массой винрарных игр (например Enclave и Chronicles of Riddick) когда-то сделала один из самых популярных трекеров - Fast Tracker.

[править] В этой стране

b
Известная российская демка 96 года

В этой стране демосцена появилась в начале девяностых годов. Конечно, эксперименты по извлечению видео- и звуковых эффектов из ЭВМ производились и ранее, но это не носило характер движения или субкультуры. И лишь в ранних девяностых из-за бугра, в основном, из бывшего Соцлагеря, попали дискеты и кассеты со всевозможным варезом, среди которого были и демки, которые быстро распространились среди многочисленных пользователей Спектрумов и редких тогда пользователей PC.

Самой популярной сценерской платформой в России был и остается ZX Spectrum 128, под который было написано более 3000 демок, а большинство всех демок, музыки и графики для Спектрума было сделано именно в России. Из-за того, что быстрыми интернетами тогда мог похвастаться лишь избранный, а звонки по нашим ужасным телефонным линиям на финские и шведские ББС были большинству не по карману, кроме тех, кто сидя в подвалах у распределительных шкафов накручивали международные телефонные звонки ничего не подозревающим соседям, российская демосцена находилась в изоляции от мировой демосцены, что можно заметить, просмотрев тогдашние демки и послушав музыку. Внимательный зритель заметит, что графические эффекты сделаны более динамично, но однообразно, а в музыке часто можно услышать мелодии популярных тогда песен, что, однако, не делает музыку хуже, если ее писал опытный композитор.

Второй платформой по популярности среди сценеров можно считать обычный PC, на котором была написана масса трекерной музыки, ибо всевозможные трекеры с семплами можно было невозбранно скачать с любой ББС, а спаяв Ковокс, можно было заставить компьютер издавать вполне приличные звуки. С демками на PC дело обстояло хуже: было написано некоторое количество неплохих демок, но они меркнут на фоне европейских шедевров того времени.

Также были жалкие попытки написать демки и для БК-0010, но это не носило массовый характер, а такие широко популярные в цивилизованной Европе платформы, как Commodore 64 и Amiga практически не были освоены в этой стране в связи с их малым распространением.

Столицей exUSSR-демосцены заслуженно считается Питер. В остальном, сценеры равномерно сконцентрированы в крупных городах европейской части России, Украины и Белоруссии, но в странах Балтии их на удивление мало. В остальных осколках Совка демосцены нет, инфа 100%.

Первые простенькие демки, написанные демокодерами и командами, начали появляться в начале девяностных, а до высокого уровня, когда демокодер выжимал из компьютера все, что мог, российская демосцена быстро дошла к середине девяностых. Тогда и был проведен первый в этой стране масштабный фестиваль демосцены — ENLiGHT, который проводился с 95 по 97 год, после чего был закрыт из-за зашкалившего ЧСВ организаторов. После него проводились десятки демопати в различных городах, из которых наиболее известны DI:HALT и Chaos Constructions (проводится до сих пор). Однако, начиная с 2003-2005-х гг. заметен спад активности сценеров.

[править] Классика жанра

b
Second Reality, показавшее в 1993 году[2]
real-time 3D-рендеринг на 386 процессоре[3]
b
Спектрумовская классика
b
Новая эра
b
Современное 64К демо. Динамические цветные сан-шафты заставляют просраться любого моделлера.
b
Хорошее, годное современное спектрумовское демо про вещества! Сравниваем с классикой и удивляемся.

[править] PC

Классические:

Современные демо:

Современные интро:

[править] Amiga

Их было написано великое множество и большинство из них были похожи друг на друга как две капли воды, вот некоторые из них, выделяющиеся из однообразной массы:

  • Odyssey (1991) - поражает своей длительностью - аж 40 минут, сделана в виде фильма.
  • World of Commodore (1992) - очень похожа на обычную демку того времени, но чуть повыше качеством.
  • Desert Dream (1993) - последний выдох старой школы демок из кучи мелких частей.
  • State of the Art (1992) - новая волна - контурное видео и шикарный техно звук на одной дискетке.
  • Technological Death (1993) - непрерывная динамика с максимальным fps.
  • 9 Fingers (1993) - одно из первых демо, которое использовало "живое" видео. Две дискеты ставшие классикой, а девушки с видео анонимными идолами. Демо шло на самых младших амигах, с процессором 7 мегагерц.

[править] ZX Spectrum

Первая волна Практически все демки были написаны в Польше.

Вторая волна: Спектрум торжественно шагает по exUSSR. Первые демы писаны группой THD в 1992-1993 годах. Больше всего дем (836 или около того) написано в 1996 году, но смотреть их невозможно.

Третья волна: После закрытия спектрумовского бизнеса сцена плавно загнивала до 2005 года. Демки начали делаться со значительным участием PC, но стали более однообразны (в основном с использованием так называемых "чанков" 4x4).

Четвёртая волна: Появление нового железа взамен погибшего в неравной борьбе с паяльником породило массовые камбэки на демосцене. А чанки вымерли совсем. Именно в это время демы под расширенные фичи (которые существовали столько, сколько существует Спектрум) наконец завоевали себе место на демопати. Алсо неожиданно на сцену вернулись чехи и поляки.

[править] Commodore 64

Ранняя демосцена была представлена лишь множественными однообразными cracktro.

Современные:

[править] Ссылки

Самый полный каталог мировой демосцены, с качественным поиском и рейтингом:

Прочие:

Архивы трекерной музыки:

AY/YM ZX Spectrum chiptune

SID chiptune:

В помощь сценеру

Мировые демопати:

Российские демопати:

Хроники Российской демосцены глазами спектрумистов:

Алсо:

И ещё алсо:

  • [1] - самое крупное сообщество трекерщиков в Интернетах. Название намекает "Trax in Space" ("Сферический Трах в вакууме")

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Например, tbc - spongy
  2. Real-time 3d-рендеринг был и до Second Reality, и не только у Future Crew, насамом деле было полно демо с 3D-графикой, просто в Second Reality все было очень целостно (для того времени), стильно и со вкусом
  3. Через 4 года было практически полностью портировано на C64 с процессором 6502. Это доказывает, что из любого процессора можно выжать больше.