Персональные инструменты
Счётчики

Меч

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Warning 1.pngК вашему сведению!
В этой статье мы описываем само явление меча, а не составляем списки всех существовавших и выдуманных мечей. Ваше мнение о том, какие мечи достойны упоминания, здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием сотен вымышленных клинков из игорь и книг будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice!
Из палаты мер и весов
«

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

»
— Евангелие от Матфея (Гл.10:34)
«

И Некто, меч подъяв, мне предсказал с презреньем:
В безвестность канешь ты, ничтожный, поделом -
Подточен праздностью, бесплодным самомненьем,
В грядущем ты вкусишь лишь горесть о былом.

»
— Эмиль Верхарн

Меч (англ. sword, фр. épée, фаш. schwert, испанск. espada, евр. рас. חרב , школ. мечь) — древнее брутальное орудие для выпускания кишок человекам, овеянное романтикой и славой, инструмент для ведения агрессивных переговоров на ближней дистанции.

Содержание

[править] Что такое?

В сугубом смысле — обоюдоострое прямое клинковое оружие, обычно длиной более 55 см. Короче — уже кинжалы, хотя есть спорные случаи (некоторые древнегреческие образцы, чинкведеа и т. п.), с односторонней или полуторной заточкой — палаш (условные исключения — некоторые мечи викингов). Иными словами: сабля — не меч, правда, англ. sabre вполне может быть палашом и даже кончаром, классическая шпага (англ. smallsword) и колишемард — не меч, поскольку не обоюдоострые, а заточен только наконечник, но рапира и эспадрон — вполне себе мечи, палаш (англ. backsword) — не меч, а вот broadsword вполне меч. И да, эта ваша катана, строго говоря, тоже не меч, а полутораручная сабля.

В обиходе, впрочем, мечом вообще называют любое оружие с лезвием, сопоставимым с длиной руки, и рукоятью куда короче клинка, которое способно как минимум резать, а лучше рубить. Вдобавок, к мечам же относят всякие несуществующие ИРЛ (по причине технологической невозможности или бессмысленности) приспособления с подобными же свойствами, о которых подробно будет сказано ниже.

[править] И нахуя оно мне?

Когда хочется взять и уебать

В первую очередь стоит заметить, что наличие данного убердевайса в былые времена автоматически повышало ЧСВ владельца: определённую часть своей истории меч был не слишком бюджетен, а хороший меч и посейчас стоит дорого. Далее, в отличие от прочих ручных девайсов для экстерминатуса человеков у меча есть ряд заметных преимуществ:

  • Из-за того, что баланс меча смещён к рукояти по сравнению с палицей или топором, руки устают куда меньше, чем от махания, скажем, цельнометаллической булавой того же размера.
  • По той же причине меч, удобный для использования одной рукой, можно делать гораздо длиннее, чем топор или булаву, что в свою очередь позволят держать противника на гораздо большей дистанции (первейшая вещь в бою). Классический пример эксплуатации такого преимущества — рапира.
  • Мечом можно не только зарезать вражину как свинью, но и заколоть как свинью и даже зарубить как свинью[1]. А ударом плашмя можно просто сделать больно в усмирительных или воспитательных целях. Иными словами, меч — оружие универсальное.
  • Меч можно практически всегда носить с собой (ну, если закон не запрещает), то есть иметь под рукой серьёзное оружие в сравнительно небольших гарабаритах.
  • Не требует от пользователя каких-то особых физических данных — это вам не лук. Хотя повелитель компьютерной мышки всё же не подходит — разминать руку с мечом придётся куда как интенсивнее, и с непривычки будут спазмы.
  • Можно понтоваться скиллом, как ни с чем другим. Собственно, скилл фехтования в обращении с мечом главное, и меряние им — важная дисциплина древней, средневековой и ренессансной Специальной Олимпиады.
  • А ещё можно взять двумя руками за клинок и уебать гардой аки молотом — приём хоть и нестандартный, но временами весьма практичный, в связи с чем упоминается в трактатах по фехтованию.

Однако воевали мечами не всегда и не против всех, чему причинами следующие:

  • В силу своей универсальности меч делает всё хуже, чем специализированные образцы. В самом деле, трудно быть длинее и быстрее копья, топор всё равно лучше рубит, щит — парирует, а против брони куда эффективнее пробивающий удар клевца или грубая сила простейшей палицы (Геракл не даст соврать).
  • Для владения такой хреновиной нужны прямые руки и хотя бы пара недель усердных тренировок, иначе боец будет опасен только для самого себя. Для поединков, впрочем, нужно учиться гораздо дольше, но так практически со всеми видами оружия.
  • Меч надо держать в хорошем состоянии. От грубого втыкания в жопу врагу он получает зазубрины и выщербины на лезвии, которые надо исправлять как минимум точильным камнем, а то и кузнецом. Кроме бронзовых, мечи ржавеют, а значит, за клинок надо браться с тканью в руках и протирать после каждого контакта с внутренностями противника. И боже упаси вас иметь дело с водой!
  • Меч банально недёшев, хотя это обстоятельство относительное.

[править] Откуда есть пошли

[править] Каменный век: из говна и палок

Некие прототипы меча регулярно пытались сделать ещё первобытные человеки. Но, поскольку металлов они не знали, выходил у них, как правило, не меч, а хрен знает что. Наиболее жизнеспособное хрен знает что умели делать:

  • Древние ацтеки — брали плоскую дубинку и утыкивали ее с боков по краям осколками обсидиана — очень твёрдого вулканического стекла. В качестве связующего материала использовался клей из говна черепахи.
  • Полинезийцы. Вместо осколков обсидиана юзали зубы акулы, а так — то же самое.
  • На Фиджи — острая дубинка из железного дерева.
  • В северной Европе — короткий меч с деревянной основой и кремневыми лезвиями по краям и острием сверху. Общая форма очень напоминала мечи бронзового века, хотя конструкция, по-видимому, происходит от найденных в Дании цельнокремнёвых кинжалов похожей лавровидной формы.
  • В Южной Америке благодаря наличию железного и всяких других уберпрочных деревьев аборигены выстругивали цельнодеревянные мечи, которыми тем не менее при некотором навыке можно было отсечь голову или учинить иное гуро.

Как нетрудно заметить, прототипы всех мечей были, по сути, апгрейдами обычной палицы с целью придания ей режущих свойств и увеличения дамага при сохранении оглушающих способностей, что было немаловажно, скажем, для ацтеков. Где не было вышеперечисленных экзотических материалов, для утыкивания дубины использовались острые куски камня вроде тех, что использовались в качестве ножей или скребков (зачастую тупо отходы производства), или острые кости. С появлением меди подобные же конструкции, по-видимому, делались и с использованием кусочков металла, однако пока каменные орудия были доступны, их предпочитали: и острота, и прочность гораздо выше, чем у меди.

[править] Бронзовый век: первые мечи

Но вот человеки научились делать бронзу. Это был уже пристойный металлический сплав, из которого можно было отливать и ковать ножи и кинжалы, причём переход от «чистой» меди к бронзе повысил их прочность до той степени, когда они могли на равных конкурировать с каменными или костяными. И кому-то пришла в голову мысль: «Нож-то он штука хорошая, но уж больно короткий. Что если сделать большой кинжал, которым я смогу до любого дотянуться и тыкнуть, а он до меня не дотянется?».

Действительно, бронза оказалась лучше приспособлена для длинных ножей, чем камень или кость. Однако на практике всё равно возникли трудности: бронза — сплав капризный. При низком содержании олова это мягкий металл, и слишком длинное изделие будет гнуться. При высоком содержании олова это хрупкий сплав, и слишком длинный предмет будет ломаться. Хрупкую бронзу можно таким образом обработать (накалить и пшикнуть в воду), чтобы она ковалась, но от этого она внезапно станет мягкой. Решений может быть несколько:

  • Сделать меч из мягкой бронзы и разгибать после каждого сгиба, как делали в Центральной Европе и Италии.
  • Сделать меч из хрупкой бронзы и использовать до первой поломки, как долгое время поступали китайцы.
  • Забить на это и сделать сравнительно короткий и толстый меч из мягкой бронзы. Так делали все остальные, например, древние греки.
  • Сделать клинок коротким, но толстым, а выигрыша в длину достичь за счёт рукояти. Получилось у египтян, которые изобрели копеш — довольно короткий серповидный клинок на длинной толстой рукоятке, изготовленной из того же куска бронзы, что и клинок. Благодаря фокусу с палкой-рукояткой удалось вынести клинок подальше от владельца, и копешем можно было рубить даже с колесницы.
  • Забить на лезвие и сделать относительно длинный и толстый гранёный клинок из хрупкой бронзы. Такой кончар подходит для закованного в броню аристократа, ведущего колесничный бой с другим таким же, но малопригоден для любых других целей. Изготавливали эти так называемые «рапиры Бронзового века» в Европе, наиболее известны экземпляры из Микен.
  • Ковать многослойные мечи, где основа делается из упругой мягкой бронзы, а режущие края — из жёсткой и хрупкой. Удалось это только китайцам (да и то в дорогих мечах), правда, тогда, когда у всех остальных уже использовались железные мечи. Недостаток — нужно много бронзы, что сильно удорожало готовые экземпляры.

Впрочем, мечи в эту пору всё же оставались «длинными ножами» с той точки зрения, что служили по большей части вспомогательным оружием к копью или луку и статусным символом — ведь бронза дорога сама по себе, олова-то в природе довольно мало, да и распределено оно крайне неравномерно.

[править] Железный век: доступные мечи

Когда на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры на смену бронзе пришло железо, люди обнаружили, что мечи из него за счёт доступности железа получаются гораздо дешевле, а значит, и давать их можно многим. Ассирийцы первыми двинули лозунг «Меч не роскошь, а средство порабощения» — массовое железное оружие позволяло обеспечить лучший контроль за пленными, да и тупо брать их больше, чем дало дорогу классическому рабовладению.

С другой стороны, железо, в отличие от бронзы, требовало больших температур в кузнице и серьёзной обработки, что долгое время ограничивало его применение ювелирной отраслью. Кроме того, поначалу оно давало лишь незначительное преимущество в прочности, так что перед создателями железных мечей стояла та же проблема, что и тысячелетием ранее с бронзой. Качество мечей из железа сильно варьировалось от наличия в нём разнообразных примесей, но, в большинстве своём, железные мечи сильно уступали в прочности бронзовым. Связано это было в том числе с тем, что железо требовало совсем другого подхода к обработке, перехода от литья к ковке, но кузнецы продолжали, по старинке, плавить железо, как бронзу, тем самым превращая его в мягкое говно. Поэтому и железные мечи копировали бронзовые: к примеру, древнегреческий копис был принципиально похож на египетский копеш, да и имя его было заимствовано. Кроме того, в эту же пору в Центральной Европе появляются более длинные мечи (часто ассоциирующиеся с кельтами), которые ровно так же, как до того бронзовые, приходилось разгибать об колено после каждого неудачного удара.

Кое-где, например, на территории нынешних России и Японии, мечи уровня железного века задержались аж до раннего Средневековья, однако вытеснившие их технологии возникли ещё в классической античности.

[править] Античность: к стали

Фальката или махайра
Копис. Найди 5 отличий от фалькаты/махайры

К VII в. до Рождества Христова выяснилось, что углеродистые сплавы железа обладают более высокой прочностью и упругостью, чем «чистое» железо. Однако при тогдашнем уровне развития металургии получить сплав с нормированным содержанием углерода и примесей было практически невозможно, и результат очередной плавки даже опытный кузнец мог предсказать очень приблизительно. Лишь после выплавки было возможно разобрать, какие сплавы получились — низкоуглеродистые, отличающиеся мягкостью и упругостью (и непригодные для закалки), или высокоуглеродистые, с плохой ковкостью (сравни с чугуном), но высокой прочностью и жёсткостью — если уж согнулись, то с концами. Поэтому использовались те же решения, что и ранее для бронзы:

  • Сделать меч из низкоуглеродистой стали и править после каждой зазубрины, как долгое время делали практически все.
  • Сделать меч из высокоуглеродистых сплавов и в случае чего разгибать кузнечным способом, как поступали в Восточной Азии.
  • Сэкономить на длине и сделать сравнительно короткий меч низкоуглеродистой стали. Так делали многие, например, италики (в том числе римляне) и иранские народы.
  • Обратиться к провереной серповидной форме — копис, а также развившаяся из него древнегреческая махайра (дословно — «воинская») и родственная иберийская фальката пользовались популярностью по всему Средиземноморью.
  • На манер позднекитайских бронзовых мечей ковать сердечник из низкоуглеродистой стали, а поверхность (или вообще только лезвие) — из высокоуглеродистой. Первыми до этого додумались, по-видимому, древние греки, однако это решение быстро распространилось и к кельтам, и далее везде. Среди прочих этот способ использовался древними славянами и некоторое время русами.

Однако кроме этих, возникли и два революционно новых, использующихся и по сию пору способа: послойная сварка и проковка, приводящая к образованию харалужной стали, и изготовление тигельного булата. Первая технология, изобретение которой часто приписывается кельтам, по некоторым данным впервые была применена ещё в III в. до н. э., хотя первые находки появляются лишь в I в. до н. э. и связаны с эллинизированными кельтами-галатами на службе египетских Птолемеев. Суть процесса состоит в следующем. Прокованные листы стали разных градиентов углеродистости скручивают в пруты, проковывают, скручивают друг с другом (обязательно твёрдый с мягким), проковывают ещё раз, и так далее; в результате получается хоть и относительно мягкий, но довольно упругий и прочный сердечник, который достаточно отделать снаружи более жёстким и хрупким металлом под заточку, и клинок с дивным узорчатым рисунком посередине готов. Распространение харалугов во многом связано с кельтами, а также Римской империей, которая экспортировала большое количество таких мечей. Кроме того, кельтские и римские харалуги часто ассоциируются с высококачественной сталью из Норика.

Тигельный булат, по-видимому, впервые был изготовлен ещё в VI в. до н. э. в Южной Индии, однако получил минимальное экспортное распространение лишь с V в. до н. э., а о масштабном производстве можно говорить лишь со II в. до н. э. Основной особенностью «вутца» была крайняя дороговизна, связанная с необходимостью использовать очень качественные руды и смешивать их с графитом в тигле, где выплавка превращалась практически в рулетку. Вместе с тем, получавшийся продукт был близок современнным сталям по качеству и содержанию углерода, что делало его очень привлекательным для оружейников. В результате возникли новые литейные производства на Шри-Ланке, мечи из готовых слитков делали в Китае, в Дамаске (оттуда «дамасская сталь») и в Иране, где впоследствии появится собственная технология стали, известная как булат (но о ней ниже). В Индии же попытки наладить массовое производство рафинированных сталей привели к изобретению штукофенной печи, сильно повысившей выход готового продукта. В I в. н. э. штукофенные печи появляются в Китае, однако их распространение будет сильно ограничено до раннего Средневековья.

Кроме того, новые процедуры закалки и отжига существенно повысили прочность, упругость и надёжность мечей, однако сложность и требовательность к углеродному составу стали препятствовала повсеместному их распространению до конца первого тысячелетия нашей эры. В конце античного периода появляется и фосфористая сталь, однако её золотой век придётся на Раннее Средневековье.

Наконец, именно в Античности начинается победное шествие железного меча по миру — в IV веке до н. э. он попадает даже в Китай. Однако японцы познакомятся с железом только в раннем Средневековье, в VII в. от Р. Х.

Наиболее известные типы мечей Античности
 
Акинак

Акинак

Ксифос

Ксифос

Гладиус

Гладиус

Спата

Спата

Цзянь

Цзянь

  • Акинак — короткий меч/длинный кинжал, который использовался скифами, персами и другими ираноязычными народами. У персов акинак был 30-40 см в длину, у степняков же достигал 60 см. В основном был колющим оружием — недаром в древнегреческом это слово заимствовали для обозначения кинжала — но мог использоваться и для рубящих ударов. ИЧСХ, у некоторых иранских акинаков форма рукояти напоминала фаллос.
  • Ксифос — древнегреческий меч, первоначально широкий и короткий (50-60 см), в Спарте он укоротился до кинжального состояния, а в Афинах под влиянием Ификрата, подражавшего фракийцам с их спатами, наоборот, удлиннился до примерно 70-75 см.
  • Гладиус — первоначально, как и большинство мечей италиков, короткий и широкий римский меч, предназначенный для действий из-за большого прямоугольного щита-скутума. В ходе Пунических войн у испанцев-кельтиберов (как ранее и фальката) был заимствован более узкий, чуть более длинный и прочный gladius hispaniensis. Вопреки распространённому мнению, вполне использовался для рубящих, а не только для колющих ударов, на что намекает и его конструкция. В позднереспубликанские времена стал фактически основным оружием легионера. Также его с удовольствием юзали и кровавые спортсмены — гладиаторы.
  • Спата — кельтский меч, обычно длиной свыше 70 см. От кельтов в V в. до н.э. попал в Причерноморье, оттуда к фракийцам, оттуда к грекам, от них к римлянам. В Риме его изготавливали начиная с I в. до н.э. и использовали первоначально ауксилии — вспомогательные войска из завоёванных варваров, то есть, собственно, кельтов, фракийцев и германцев. В Империи становится также оружием кавалерии, а затем, с III века — и легионеров. Наиболее классические спаты изготавливались из харалужной стали, кроме того, важной их особенностью были сложные эфесы — бронзовые фигуры, резные деревянные детали, нередко «сэндвич» из декоративных и конструктивных материалов на гарде и яблоке. Именно от спаты произошли средневековые мечи Европы, Африки и Азии.
  • Позднесассанидские мечи — иранские мечи самого конца Античности (VI—VII вв.), сильно опередившие своё время. Имели рукояти с вырезом под указательный палец (как у сабель конца XIX в.) для лучшего контроля при колющих ударах, на других были длинные гарды, шаровидные и шайбовидные яблоки (всё это появится в Европе лишь в Средние века), некоторые были полутораручными мечами. Выходят из употребления после арабского завоевания из-за исчезновения заказчиков — воинских классов азатов и саваранов и старой аристократии.
  • Цзянь — китайский меч, сначала бронзовый, потом железный и стальной. Изначально был коротким, но с улучшением качества бронзы вымахал до почти метрового бронзового меча невъебеной стоимости, а с появлением железа существенно подешевел и приобрёл массовую популярность. С распространением стали появились также статусные версии из привозного индийского вутца, а главное, цзянь ещё немного удлиннился и стал по сути первым полутораручным мечом. Конструктивно он напоминал немного упрощённую, более узкую и длинную спату с рукоятью, подразумевавшей хват обеими руками. С середины III в. н.э. дороговизна (в силу упадка экономики) и сложность в освоении всей совокупности фехтовальных приёмов сузила круг пользователей цзяня исключительно до благородного сословия, превратив меч фактически в статусный атрибут и религиозный символ (в даосизме), вследствие чего даже после улучшения экономического положения при династии Тан он оставался преимущественно оружием гражданской самообороны и интеллигентского позёрства (для чего носился на спине). Распространение в сунскую эпоху южных техник боя со щитами, обеспечивавших необходимую защиту для исполнения рубящих ударов, окончательно вывели на первый план дао (о них далее), а цзянь, вытолкнутый на периферию, постепенно превратился в более короткий одноручный меч.


И недомечи
 
Дао

Дао

Ромфея

Ромфея

  • Дао (刀, дословно «лезвие») — изначально банальный китайский нож, а со времён династии Хань — тяжёлый палаш длиной 85-114 см с рукоятью характерного округлого сечения с кольцевидным навершием, использовавшийся первоначально лёгкой кавалерией, главным образом потому, что владению им можно было обучить за неделю, в то время как цзянь требовал год тренировок. В силу этого (а также по причине дешевизны) в поздней Античности дао стал общевойсковым мечом, вытеснив цзянь в сферу гражданского обихода. Тогда же, по некоторым данным, появился и двуручный палаш чжаньмадао (в сунскую эпоху ставший двуручной саблей). В Средние века сабж приобрёл более традиционное яблоко, а главное, множество разновидностей клинка и общего исполнения — различные сабли, включая полутораручные и двуручные, большой фальшион дадао (大刀) и т. п. Алсо, слово «дао» используют в названиях разнообразных НЁХ (вплоть до выпендрёжных кастетов с лезвиями) — например, цянькунь жиюэ дао, как бы пара соединённых рукоятями дао, похожая на световой шест Дарта Мола из первого эпизода «Star Wars», — а в быту так зовут кучу разных инструментов с лезвием, включая крайне популярный у китайцев поварской тесак.
  • Паразониум — длинный, часто полутораручный палаш римской кавалерии, заимствованный у парфян около II в. н. э. Благодаря значительной длине позволял легко доставать вражескую пехоту с коня, однако был дорог в изготовлении, а посему богато украшался и нередко служил статусным символом.
  • Ромфея, ромфая — выгнутая вперёд двуручная сабля, изобретённая в V в. до н. э. фракийцами. Острие было способно при рубящем ударе пробивать бронзовые шлемы, а длина позволяла перерубать ноги лошадям. Активно использовалась фракийцами, иллирийцами и даками вплоть до IV века нашей эры, когда железные шлемы окончательно вытеснили бронзовые.


[править] Раннее Средневековье

Вендельский (слева) и каролингский (справа) мечи

В самом конце поздней Античности, в VI — начале VII века, происходят два важных изменения в металлургии, оказавших влияние на раннесредневековое оружие. Франки, завоевавшие Галлию, начинают осваивать там новые месторождения железа, что приводит к бурному развитию металлургии и открытию независимо от индусов фосфористых сталей. В то же время в сассанидском Иране местные металлурги, пытаясь создать альтернативу привозному индийскому вутцу, получают булат — углеродистый сплав, по составу напоминающий чугун, но имеющий выраженную решётчатую структуру. Булат капризен, требует особой обработки, но он всё-таки был дешевле рафинированных сталей до появления блауофенных печей, поэтому сохранял популярность в Иране, Центральной Азии, ближневосточном регионе и на Руси вплоть до XVI—XVII вв. Наконец, в это же время появляются так называемые ламинарные клинки, имеющие сердцевину из низкоуглеродистой стали или даже ковкого железа, а поверхность — из послойно всё более углеродистой стали. По сути, это попытка приблизиться по качеству к харалугу, но более дешёвым способом.

Технологии Античности также получают распространение. Благодаря арабам в Азии (а позже в Испании и Византии) начинают широко применяться штукофенные печи, мечи всё чаще подвергают закалке и отжигу. Появляются и популярные, узнаваемые бренды, в первую очередь +VLFBERH+T, или +VLFBERHT+, — харалужные или из тигельного булата высококачественные мечи, ковавшиеся рабами одного из франконских монастырей[2]. Разумеется, тут же появляются и «абибасы» с клеймами типа +VLEBERHIT, +VLFBEHT+, +VLFBERH+ и т. п., а также «бюджетные отечественные аналоги» из импортных комплектующих, типа англосаксонского + LEUTLRIT, пользовавшегося немецкими клинками.

Сами мечи тоже претерпевают изменения. К VII веку в Китае или Великой степи возникают первые сабли, пока ещё мало отличающиеся от палашей. Однако уже к IX веку их конструкция приобретает современные черты, и они попадают в славянские земли и Византию, а через мадьяр — и в Центральную и Западную Европу, где, впрочем, не приживаются вплоть до XIV—XV вв.

Повсеместное распространение спат сопровождается их развитием, в результате чего возникают: 
  • Вендельский меч — немного улучшенная версия вышеупомянутой спаты, названная так в честь вендельского периода в истории Скандинавии (конец V — конец VIII вв.); иногда также говорят о «меровингском мече». Яблоко и гарда такого меча почти одинаковой длины и немного похожей формы, нередко полые внутри и украшены резьбой снаружи, рукоять короткая и тесная, что подталкивает к особой технике рубящих ударов — с опорой на широкое навершие рукояти, как бы выбросом руки с мечом. Клинок имеет широкие долы, большинство образцов имеет закруглённое острие. Небольшой длины (редко более 90 см) и лёгкий (около 1 кг), ковался в основном из харалуга.
  • Каролингский меч — иногда называемый норманнским или «мечом викингов» (неправильная калька с английского) — появляется в IX веке и представляет собой развитие предыдущего. Гарда (прямая или в форме полумесяца) удлинняется, клинок (харалужный или ламинарный) тоже удлинняется примерно до 80-95 см, долы сужаются, навершие рукояти полукруглое, секторное или в форме бразильского ореха. Эти мечи лучше вендельских приспособлены к парированию и колющим ударам. Пережив пик популярности в X и первой половине XI в., они тихо исчезают во время Крестовых походов. Именно эта конструкция в дальнейшем будет развиваться европейскими оружейниками.
  • Спатион — византийский наследник спаты. Под иранским влиянием восточноримская спата приобретает характерное эллипсоидное поперечное сечение клинка и сравнительно хорошие колющие качества. В VIII—X веках удлинняются гарды и сами мечи, появляются шаровидные, луковичные и шайбовидные навершия рукояти, на гарде — манжета, защищающая клинок в ножнах от попадания влаги, и классический спатион готов. Подобная конструкция с некоторыми изменениями просуществует до конца ромейской истории; вдобавок, возвращавшиеся с византийской службы скандинавы привезли образцы домой, оказав заметное влияние на местные оружейные вкусы — так, шаровидные навершия (т. н. тип R) использовались там до XVI в. В Италии, арабском мире и славянских землях спатионы тоже пользовались спросом.
  • Кэн/цуруги (онное и кунное чтения иероглифа 剣 соответственно. ЧСХ, на современном мандарине 剣 читается как «цзянь», что намекает) — японский аналог спаты. В реальном бою такими мечами перестали размахивать веке примерно в десятом (ср. с тем же цзянем), и цуруги превратился в придворную цацку — обильно украшенную, охуенно дорогую, но используемую только для понтов при посещении дворца. Градус игрушечности нагнетает и тот факт, что статусные цуруги частенько делали из жести, поскольку многим запрещалось проносить с собой в дворец боевой меч. Тем не менее, из-за обилия золотых украшений жестяной цуруги мог стоить как пара настоящих.


[править] Средневековые мечи: разнообразие без излишеств

С XI века меч претерпевает заметные изменения конструкции практически без развития технологии, за исключением, разве что, распространения а Европе штукофенных печей во второй половине XIII — начале XIV в. — явление, приведшее к улучшению качества и удешевлению стали, и следовательно, как мечей, так и доспехов. Именно в этот период меч становится всё более массовым оружием, постепенно распространяясь за пределы исключительно воинского класса. В этот же период в Азии и Восточной Европе широко распространяются сабли, а европейские производители начинают экспортировать свою продуцию на Ближний Восток и далее в Африку.

Знаковые вехи в эволюции средневекового меча
Романский меч
  • (Рыцарский) меч — просто меч по умолчанию для среднестатистического пользователя XI—XIV вв (да и до сих пор). В XIX веке франко-германские антиквары по безумной аналогии с архитектурой назвали его романским, а в XX веке — капетингским. Строго говоря, это типы X—XII, XIIIb и XIV (т. н. «первой группы») по функциональной типологии Оукшотта — мечи Высокого Средневековья, продукт развития каролингского меча, предмет повсеместного использования в Европе и экспорта на Восток. Клинок длиной до 94 см, слабо утончающийся к острию при почти постоянной ширине, с длинными долами, гарда (прямая или загнутая вверх) немного длиннее, чем у норманнских мечей, рукоять также немного длиннее, навершие в форме диска, бразильского ореха, шляпы или трилистника, изредка секторное или шаровидное. В середине XIII в. в Италии на клинке появляется незаточенная пята-рикассо, а на гардах — петля в плоскости лезвия (изначально с одной стороны, позже — с обеих), закрывающая сверху указательный палец, которым перехватывали гарду для более точных колющих ударов. Изготавливались из ламинарной стали, в том числе фосфористой, а в Скандинавии и Восточной Европе — также из харалуга. Универсальные колюще-рубящие качества (точка равновесия примерно в 10 см от гарды) обеспечили этим мечам успех, в том числе подражания на Ближнем Востоке и в Африке.
Готический меч
  • «Готический» меч — если есть романский, значит должен существовать и готический, решили викторианские антиквары. Сейчас это «вторая группа» классификации Оукшотта — типы XV, XVI, XVIII, XIX, XXa. Эти мечи развились из «романских» в XIII в., одновременно с повышением доступности качественной стали, а провозвестником этих перемен стал «романский» тип XIV. Клинок слегка укоротился и выраженно сузился к острию, долы тоже сузились и укоротились (зато выросли числом, иногда до трёх штук разом). Гарда может быть прямой, загнутой вверх или изгибаться в виде буквы S, иметь петлю для защиты указательного пальца с одной или двух сторон. Навершие рукояти шайбовидное, конусовидное, в виде гранёной призмы, пернача и тому подобных причудливых тел, работающих как навершия булав (оттуда и формы) при ударах рукоятью меча[3]. Основная задача такого меча — наносить мощные колющие удары, пробивая кольчугу, подныривая под пластины бригандины, а при помощи второй руки — и под кирасу. Рубящие качества при этом отходят на второй план, однако если тип XV был практически исключительно колющим мечом, то остальные разновидности старались более или менее успешно сочетать колющие и рубящие качества.
Полуторный меч, он же бастард.
  • Полутораручный меч (меч-бастард) — удлинённая версия рыцарского меча, возникшая ещё в конце XII в., но вошедшая в обиход лишь в 1240-х в Германии и полувеком позже в остальной Европе. Длина (до 135 см) позволяла при поломке рыцарского копья наносить им удары из седла на достаточно большое расстояние, а спешившись, можно было держаться второй рукой за сужающуюся нижнюю часть рукояти, увеличивая тем самым силу удара. «Бастардами» полутораручные мечи стали называть уже после того, как они вышли из употребления[4], а до этого в ходу были термин war sword — без особой необходимости полуторакилограммовый дрын старались с собой не таскать — либо saddle sword, если меч возили пристёгнутым к седлу. С точки зрения типологии, это типы XIIa и XIIIa «первой группы», то есть удлиннённые «романские» мечи, и гораздо более разнообразные «готические» бастарды «второй группы» — типы XVIa, XVII, XVIIIa, XIX, XX; к слову, «готические» полутораручники не совсем вытеснили «романские», а сосуществовали с ними параллельно вплоть до XVI в. Особняком стоят возникшие во второй половине XIV в. скьявонески, полутораручные мечи византийского/балканского происхождения, применявшиеся не только конницей, но и пехотой, в том числе в далмацийской гвардии венецианских дожей. Главными особенностями скьявонесок являются гарды сложной формы, навершия рукоятей в форме кошачьей головы, квадрата, диска или луковицы и сравнительно короткие клинки типа XIX (реже XIIIa). К важным достоинствам скьявонесок относится то, что ими легче управляться одной рукой, держа во второй баклер или щит, что полезно в пешем бою (хотя и с обычными полутораручниками управлялись) — большие щиты пользовались популярностью на Балканах вплоть до XVI в., в том числе среди знати. Как нетрудно догадаться, полутораручные мечи до середины XV века почти во всей Европе (кроме Балкан) считались оружием исключительно рыцарским, и кое-где были запрещены для простолюдинов.
Эсток
  • Эсток — близкий родственник полутораручного меча, функционально напоминающий портативное (общая длина не более 1,5 м) и неломкое копьё с гардой, возившееся у седла (за редким исключением). Появляется в первой половине XIV в., когда на основе «готического» меча типа XV возникает его полутораручная версия (фр. épée de passot) — тип XVa, у которого за более длинный клинок пришлось заплатить его сужением, что повлекло за собой почти полную утрату рубящих свойств при сохранении отличных колющих качеств. Такая перемена пришлась по нраву рыцарям, постоянно ломавшим в боях копья[5] и нуждавшихся в запасном колющем оружии (откуда и название: фр. estoc — «колющий») для таранных ударов с наскока. В первой четверти XV в. тип XVa по причине очевидных недостатков — слишком широк и тяжёл для исключительно колющего оружия, следовательно, динамически чрезмерно инерционен — вышел из употребления, но эстоки продолжали существовать вплоть до середины XVII в., с XVI в. приобретая сложные гарды для защиты рук. Некоторые эстоки имели любопытную особенность — шипы на яблоках, предназначенные для добивания соперника ударом вроде показнного в начале статьи. Преимущество их в том, что эсток имеет очень жёсткий клинок, а масса его концентрируется вблизи гарды, следовательно, в обратном положении он имеет баланс как у булавы и может эффективно использоваться как оная.
  • Европейский двуручный меч — нечто среднее между мечом и древковым оружием. Появляется во второй половине XIV века в виде «большого меча» (англ. great sword), однако бурное развитие его начинается во второй половине XV в. Предками его были, с одной стороны, полутораручные мечи (от которых он в большинстве языков унаследовал название), а с другой — церемониальные мечи (англ. bearing-sword), которые в XIII—XVI веках носили специальные люди во главе городских процессий в знак могущества коммуны (вспомним «меч Сталинграда»). К слову, из-за этого, а также ввиду крайней травмоопасности на турнирах, двуручник считался не очень приличным рыцарю оружием (хоть и был дорог) — кроме Иберийского полуострова, где местные разновидности (montante) ценились благородными донами за способность рубить пачками слабозащищённых неверных и их кожаные щиты-адарга. Две главных особенности двуручного меча — это размеры и способ использования. Выдающиеся габариты — общая длина от 140 см, рукоять не короче 25 см — предполагали, во-первых, особый «секирный» хват, при котором сильная рука держит меч у самого яблока, а слабая — у гарды или за клинок, а во-вторых, способ употребления, более напоминающий работу с полэксом, чем с мечом. Вершинами техники считались «копейный» выпад на большую дистанцию, когда меч держался только в сильной руке у самого навершия рукояти, а также «мельница» — непрерывные вращательные движения мечом, использовашиеся для защиты узких проходов в одиночку от большого числа врагов. В Индии местные формы двуручника назывались мел путтах бемох.
  • Клеймор — гэльский полутораручный меч с большой двуручной рукоятью и, зачастую, V-образной гардой. У гебридских островитян и шотландских горцев сохранились традиции хорошей, годной пехоты (конница там дохнет от бескормицы), и те, кто ранее носили секиры, в конце XIV в. предпочли перевооружиться на двуручные мечи, более удобные, чем двуручный топор с его невъебенной инерцией, которая мешала при промахе быстро перейти к защите и контратаке. Вместе с тем, местный способ ведения войны требовал от бойцов очень высокой подвижности, да и клинки все были импортные, как правило, от рыцарского полутораручного меча, так что клейморы по сравнению с континентальными двуручниками остались компактными. Последний раз использовались в боях шотландскими повстанцами в середине XVIII в., надолго пережив любые подобные мечи в Европе.
  • Мечи исламского мира — более компактные, чем европейские аналоги, с клинками вроде каролингских, или, реже, импортными «романскими» («фаранги»), с маленькими гардами в виде полумесяца (изредка прямыми) и короткими рукоятями с сердцевидными навершиями. Именно такими мечами были вооружены противники крестоносцев в Леванте, Африке и на Иберийском полуострове; впрочем, в последнем случае христиане сами широко использовали подобные мечи вплоть до XV в. При повсеместном распространении сабель (а также экспорте готовых итальянских мечей) в XIV—XV веках практически выходят из употребления, постепенно превращаясь в палаши османского типа.


Также в этот период возникают некоторые любопытные недомечи
Фальшион
  • Фальшион — палаш или сабля, зачастую весьма причудливой формы, с эфесом как у меча (чаще всего — «романского») и широким, но тонким клинком. Изобретён в XIII в, для своего времени был довольно трудоёмок и дорог. Наносит мощные рубящие удары, а более острое, чем у меча, лезвие (толщина у острия ~1,2 мм[6] против 2-4 у меча) позволяет прорубать легко стёганую защиту — трудная задача для меча и почти невыполнимая — для топора. Иными словами, это незаменимое оружие для тех, кто рассчитывал биться с типичным феодальным ополчением той поры, которое не могло позволить себе лучшей защиты, то есть (спойлер: для рыцарей)[7]. Из-за тонкости клинок при длительном использовании тупится и ломается, из-за чего его стачивали, иногда до ещё более причудливых форм, чем даже самый смелый замысел кузнеца. (Кампф)мессер — более поздняя версия фальшиона, дешевле и с рукоятью как у ножа (название как бы намекает), на заклёпках; имел хождение в германских землях, в основном у бюргеров, привлечённых эффектностью вида, сравнительной простотой в освоении и хорошим останавливающим действием нанесённых им рубящих ран.
  • Японские мечи — нихонто (日本刀). Их общей чертой является то, что они делались по технологии послойной сварки и проковки, но более примитивной, чем европейская, в результате чего при сильном сгибе мечи не распрямлялись подобно пружине, как европейские и азиатские мечи, а оставались согнутыми и требовали вмешательства кузнеца для возвращения в нормальное состояние. Кроме того, из-за того, что разница в содержании углерода между кромкой и сердечником при такой технологии существенно больше, чем в харалужных или ламинированных клинках, при закалке все сколько-нибудь длинные японские клинки «поводит», то есть они получают слабый изгиб в сторону обуха. Для получения длинных прямых однолезвийных клинков при такой технологии нужно приложить очень большие усилия, выковав заготовку с изгибом в сторону лезвия, дабы при закалке клинок повело до прямоты.
Утигатана (打刀) — сабля, носимая лезвием вверх. В зависимости от длины в свою очередь подразделяется на тошнотворно знаменитую полутораручную катану (записывается как )) — длиннее 60 см, и вакидзаси (脇差 — дословно «воткнутный сбоку», по месту прописки на тушке владельца[8]) — от 30 с лишним до 70 см. Пару катана+вакидзаси с XVI—XVII в. обязан был носить с собой каждый самурай, который не хуй собачий. У них это называлось дайто (большой меч, 大刀) и сёто (малый меч, 小刀), а вместе — пара дайсё (大小, большой и малый). В обиходе с вакидзаси самурай не расставался практически никогда, а вот катану приходилось оставлять при входе в некоторые помещения. Индокитайский аналог катаны — да, или даб.
Тати (太刀) — обычно несколько более крупная катана, носимая лезвием вниз в ножнах, предназначеных для использования на коне. Тати часто носился самураями в паре с кинжалом танто (短刀, длиной до 35 см) вместо катаны и вакидзаси, уместных в гражданской обстановке. Исторически дао был основным самурайским мечом, и лишь с XV века катана постепенно занимает роль тати в гражданском обиходе. Впрочем, и позже различие между этими двумя видами оружия нередко состояло лишь в эфесе и ножнах, клинки же использовались практически одинаковые. Алсо, тати породил переводчиковский цугундер «дайкатана» — какой-то надмозг неправильно прочитал иероглифическую запись этого слова и случайно зафорсил результат среди неспециалистов.
Нодати (野太刀), одати (大太刀) — двуручная сабля с длиной клинка от 90 до 130 см и сорокасантиметровой рукоятью, обычно носимая в руке или за спиной (а то и оруженосцем), использовавшаяся для перерубания ног коням или размашистых ударов сверху вниз. Нодати развился к XIV веку из дзанбато (斬馬刀), японской копии китайского чжаньмандао времён династии Сун, путём увеличения кривизны клинка. Иногда одати называли ещё более длинные экзмепляры, имевшие исключительно символическое значение.
Нагамаки (長巻) — изобретённая в середине XIII в. двуручная сабля с рукоятью от 60 см и клинком почти такой же длины. По-видимому, такая конструкция была продиктована тем, что хорошая сталь, необходимая для длинных двуручных сабель вроде вышеупомянутых дзанбато, была слишком дорога для простых пехотинцев-асигару, которые пользовались нагамаки с теми же целями, то есть для борьбы с кавалерией, — вследствие чего было решено компенсировать недостаток длины лезвийной части избыточной протяжённостью рукояти (хвостовик клинка меньше подвержен поломке). Как следует из названия, рукоять была оплетена, что мешало использовать все преимущества её длины на манер древкового оружия, так что применение сводилось к хватам и приёмам, употреблявшимся с дзанбато. К началу XVII века вышел из употребления.


[править] Позднее Средневековье и Новое время

 
Няшная шпага.

Няшная шпага.

Меч для отжига.

Меч для отжига.

Айн, цвай, драй - выбирай.

Айн, цвай, драй - выбирай.

Венгерская ктобля.

Венгерская ктобля.

Два кончара

Два кончара

Пата

Пата

Палаш

Палаш

Штыки на любой вкус

Штыки на любой вкус

Ъ-ятаган.

Ъ-ятаган.

В эпоху Ренессанса и далее мечи стали опять очень полезны, потому что способные выстоять против огнестрела доспехи стали так тяжелы, что нашивать их круглые сутки, как прежде, стало решительно невозможно, да и некому: уж больно они были дороги для массовых армий. Впрочем, для борьбы с такими доспехами появились специальные решения  — либо уменьшить площадь соприкосновения (появляется фламберг — клинок с волнообразным лезвием, очччень негуманное оружие), либо увеличиваем длину и улучшаем колющие качества за счёт рубяще-режущих (получается рапира), или же — увеличить двуручный меч (получаем убербрутальный цвайхандер — самое крутое оружие ландскнехтов, за которое умеющему им обращаться платили вдвое больше, чем обычному солдату).

Фламберг являлся одним из наиболее мрачно-меметичных типов мечей, и неспроста. Стоил он чуть более, чем дохуя, зато при вытаскивании из раны устраивал хирургический кошмар из-за нарезания краёв раны аки зубьями пилы, что гарантировало смерть либо сразу от кровопотери, либо попозже от гангрены, ибо залечить исшинкованное в тонкие ленточки мясо практически невозможно. Это, кстати, породило легенды об отравленных клинках. Вскоре фламберг был проклят католической церковью как негуманное оружие. Однако, как и в случае с арбалетом, на это проклятие многие положили хуй, ибо эффективность превыше. Тем не менее, попадание в плен к некоторым военачальникам (обычно тем, чьи войска сами сильно пострадали от использования подобного читомеча) с такой имбой вело к казни, так что фламбергом обычно владели только наиболее безбашенные и отмороженные доппельзольднеры из числа наемников. На выходе же получаем самое скандальное и дорогое оружие эпохи Возрождения, которое к тому же имело штраф к очкам прочности из-за своей формы, нередко ломалось, да еще и не далеко не каждый кузнец мог взяться за ковку. Что, в итоге, определило некоторую элитарность данной цацки.

Ещё в середине XV в. в Западной Европе появляется меч, шире всего известный под испанским названием эспада ропера (espada ropera — букв. «меч для [гражданского] платья», «меч для костюма», то есть носимый в гражданской обстановке) — более лёгкий, ориентированный на колющие и быстрые рубящие удары, предназначенный для самозащиты в повседневных условиях — оттуда его немецкое название Degen, означавшее прежде кинжал, главное оружие повседневной самообороны западноевропейского Средневековья. Очень быстро он находит применение в дворянских кругах, а позже — и среди военных: арбалетчики, аркебузиры, артиллеристы и военные инженеры не настолько часто вступали в рукопашный бой, однако всё же нуждались в оружии самозащиты, не стесняющем движений, но эффективном и позволяющем без риска обходиться без латных рукавиц/перчаток. В первой половине XVI века этот тип оружия разделяется на два — более длинную и тяжёлую рапиру (англ. rapier, итал. striscia), предназначенную преимущественно для колющих ударов; — и более традиционную разновидность, лучше приспособленную для повседневного ношения и рубящих ударов и называвшуюся по-итальянски spada da lato (оттуда (англ. sidesword) — «меч для ношения на боку». Сей последний широко распространился в германоязычных странах (СРИ, Нидерланды, Скандинавия) и из Италии через Балканы и Речь Посполитую в начале XVII века попал в Россию под названием «шпага».

Экспансия рапиры шла тернистыми путями — к примеру, в Англии она распространилась лишь через полвека после своего возникновения, в 1590-е, преодолев чудовищное сопротивление местной фехтовальной традиции, зацикленной на использовании палашей (чья конструкция, кстати, была в начале столетия тоже заимствована — из Германии) в сочетании с вогнутыми баклерами с шипом, а в Шотландии — с небольшими щитами и кинжалами вместе. Двигателем этого процесса выступало распространение среди дворянства итало-испанской дуэльной культуры, в которой рапира, и особенно её специальная удлиннённая версия — бретта — играла ключевую роль. Однако длина рапиры сыграла с ней злую шутку — со временем она стала мешать в повседневном обиходе и вызывать разного рода травматичные инциденты, что побудило европейских монархов установить жёсткие ограничения максимальной длины клинков[9].

С другой стороны, более универсальная spada da lato нашла более широкое применение, особенно в военной среде, где параллельно циркулировали ещё вполне средневековые по конструкции мечи, часто называемые по-английски broadsword, и слегка видоизменённые полутораручные мечи (фаш. Reitschwert — «меч всадника»). Во второй половине XVII века, однако, рапиры за пределами Испании и Португалии приходят в упадок, сменяясь у дворян короткими, очень лёгкими и исключительно колющими (рубящий удар ими способен нанести разве что порез) классическими шпагами (фр., англ. épée), а в военном применении — палашами.

Когда доспехи вышли из употребления, оставшись лишь у тяжёлой кавалерии — кирасиров, вспоминают про саблю. В Европу она попала ещё в VII веке, но 900 лет не находила себе применения за пределами Восточной Европы и Балкан, пока на неё не обратили внимание венецианские моряки, часто подвергавшиеся нападениям мусульманских кораблей. Так появилась сторта — короткая и слабоизогнутая итальянская сабля с развитой гардой. От венецианцев сабля попала в Швейцарию, а после вхождения Венгрии в состав СРИ венгерские сабли появились и в Германии. Повсеместному распростарению сабли (завершившемуся аж ко временам Великой французской революции), однако, больше способствовали наёмники из Юго-Восточной Европы — страдиоты, гусары и кроаты. Но восточноевропейской сабельной кавалерии нужно было и оружие, способное наносить колющие удары и при необходимости заменить сломанное копьё. Так появился польский кончар — длинный одноручный эсток с «полупистолетной» рукоятью и гардой с дужкой.

В конце XVII века появился колишемард — шпага со специфической одноимённой формой клинка. Первые 20 см обладал широким клинком, который затем внезапно сужался. Рядовой анонимус спросит, нахуя это? Широкая часть клинка позволяет успешно парировать, лучше, чем саблей (сам колишемард намного легче сабли) или шпагой. Активно юзался немцами, французами и британцами, а также Джорджом Вашингтоном. Были популярны до начала XIX века, после чего его популярность начала спадать.

Пата — индийский меч, XVI—XVIII веков, с вызывающим охуение кастетным хватом, да ещё с гардой-наручем, что вызывает разрыв шаблона и неприменимость обычных техник фехтования. На самом деле, основное предназначение этой НЁХ — тоже самое, что и у кончара (см. ниже), у которого тоже часто пистолетная рукоять для удобства и силы укола. Просто у паты подобный хват доведён до предела и основное предназначение паты — это укол по бронированному противнику на полном скаку, для чего и специфический крепёж на руку, чтобы надёжно удержать клинок при силовом уколе. То есть для фехтования пата не предназначена, хотя умельцы знающие толк в извращениях и умеющие фехтовать патой всё же находились.

В середине XVII века появилось ещё одно оружие — багинет, род охотничьего кинжала (изредка обрезка эспонтона), сначала вставлявшийся, а потом ввинчивавшийся в ствол мушкета, позволяя мушкетёру действовать своим оружием не только как ослопом, но и как сверхкороткой пикой (ИЧСХ, такими же приёмами). Через несколько десятилетий на его основе появляется штык, который не выходит из моды и по сей день. По сути, это успешная комбинация огнестрельного и холодного оружия. Позднее юзалось и юзается всеми, ибо в случае поломки оружия штык можно отсоединить и использовать как стилет, а штык-нож — ВНЕЗАПНО как нож. К слову, штыков этих было множество разновидностей: плоские и трех-четырехгранные, с односторонней и двусторонней заточкой, с пилой на обухе, короткие ножи и полноразмерные тесаки и ятаганы с креплениями на ствол ружья/винтовки.

Ятаган. У долбоёбов ятаган — это любая кривая чуркестанская селёдка. ТруЪ ятаган — с изгибом вперёд, а не назад, с заточкой на вогнутой стороне, без гарды, предназначен для пешего боя, юзался янычарами в Турции (а то оружие, под которым неспециалисты подразумевают ятаган, обычная сильно изогнутая сабля, называется килич (турецкая) или шамшир(иранская)). Появился ятаган по той причине, что сабли дозволялось носить янычарам только «при исполнении», а вместо него таскался длинный ножик, который удлиняясь превратился в ятаган, оказавшийся в пешем бою не хуже сабли.

[править] Новейшее время: войны требуют компактности

 
Для истинных дэнди

Для истинных дэнди

Младший брат и, по совместительству, убийца меча.

Младший брат и, по совместительству, убийца меча.

Малые пехотные лопатки

Малые пехотные лопатки

 
Шашка

Шашка

Да дао.

Да дао.

Гунто - расовый японский "нож" Второй Мировой.

Гунто - расовый японский "нож" Второй Мировой.

Кукри - расовый гуркхский мочет

Кукри - расовый гуркхский мочет

Три циглинки под окномПряли хлебоволокно

Три циглинки под окном
Пряли хлебоволокно

Синай и бокэн

Синай и бокэн

Казалось бы, причём тут бои на подушках?

Казалось бы, причём тут бои на подушках?

В XIX веке в кругах состоятельных господ распространились мечи-трости — шпаги или стилеты, носившиеся скрытно в трости, верхняя часть которой вместе с набалдашником служила рукоятью, а нижняя — ножнами. Это оружие широко применялось как для самозащиты, так и для преступлений, и даже вошло в оружейный комплекс савата.

Во времена Первой Мировой войны мечи вышли из употребления, уступив место ножу — более компактной версии. Да-да, ирония судьбы: если у истоков появления меча стояло желание вынести клинок подальше от владельца, то сгубило меч оно же. Вот так вот! Впрочем, если вспомнить концепцию копеша «короткий клинок на длинной палке», то к ней вполне можно отнести малую пехотную лопату, которой можно не только копать окопы, но и рубить головы, Первая Мировая гарантирует это.

А во времена Второй Мировой меч перестал быть оружием и теперь используется лишь в парадном этикете. Хотя японцы юзали вполне себе полноразмерные син-гунто (пехотный меч), кай-гунто (морской меч), а порою даже катаны, с которыми первых два вида частенько путают, до 1945 года, когда Квантунская армия соснула хуйцов в борьбе с советскими войсками. В итоге весь цвет японского самурайства погиб под артиллерийскими атаками.

Помимо японцев Китай также применял двуручные мечи — да-дао (смахивающие на глефу с коротким древком и громадным клинком, отчего идут за меч), и если у японцев катаны были девайсом офицерским и сержантским (у последних была версия попроще с алюминиевой рукояткой), то у китайцев это были отборные штурмовые отряды с двуручником, гранатами и маузером. Излюбленной тактикой было, дождавшись тумана или хуёвой погоды, тихо подкравшись к японским позициям, закидать их гранатами, а выживших зарубить двуручниками.

Алсо, гуркхи в британской армии носили свой традиционный мочет — кукри, который позволяет невозбранно рубить им как ятаганом или даже как топором. Носят и сейчас, но по понятным причинам в реальном бою данное оружие применяется чуть реже, чем никогда.

Теперь же мечи вышли из употребления полностью. Единственное похожее на меч оружие, которое ещё кто-то пытается носить на полном серьёзе — это шашка, право ношения которой казаками даже прописано в законодательстве РФ. Шашка — «наконец-то допиленная» к 1917 году православная смесь сабли с сабжем. Для фехтования, по причине баланса смещенного к острию, не предназначена — на это тонко намекает отсутствие у классической шашки гарды, но для рубки с коня разбегающихся пихотов — самое то. Техника владения примитивна до крику, что позволяет получить вполне себе обученного юнита за рекордный срок в пару недель, а то и быстрее — именно по этой причине шашка вытеснила саблю и палаш в царской кавалерии. Шашка дословно означает «нож»: так как простолюдинам на Кавказе запрещалось носить сабли, то вместо них носились длинные ножи, постепенно удлинившись превратившиеся в шашку. Традиционно носится заткнутой за пояс лезвием вверх, как катана у японцев, что позволяет совместить выхватывание оружия с ударом — весьма полезно, учитывая нравы на Кавказе, откуда она родом. Алсо, в качестве клинка для кавказской шашки нередко брался импортный клинок для сабли, переделывавшийся кузнецом в шашку.

[править] Боевой меч: перерождение

Хоть меч и перестал участвовать в военных конфликтах, он продолжает своё существование. Но уже в другом виде: в виде спортивного снаряда. Рапира приобрела нехилую гибкость, похудела, затупилась и ушла в спортивное фехтование, катана уступила место иайто, синаю и бокену, так же одеревенел цзянь, дао теперь из фольги, европейские мечи, затуплённые или вовсе полимерные, ушли в HEMA, а все остальные, потеряв в балансе и остроте, достались файтерам, реконам да ролевикам.


[править] Альтернативное применение

Каждый второй гладиатор мечтал о таком

Со временем человеки поняли, что мечом можно не только убивать друг друга на поле брани, но делать и другие интересные штуки. Например, забивать скотину. В индуизме сикхам ни в коем случае нельзя кушать мясо, которое получено путем зарезания скота ножиком. Им подавай джаткху — мясцо скотины, убиенной одним ударом меча по шее. Да, вопреки стереотипам индуистам можно мясо, но отнюдь не всем, а только кшатриям — то есть тем, кого в Европе называли бы дворянами, простому же быдлу мясо в индуизме есть нельзя. Если же шею с одного удара срубить не удалось, то такое мясо может быть признано не пригодным к употреблению. Как следствие, сикхам нельзя есть кошер, потому что кошер забивается перерезанием горла.

Кроме того, меч является наглядным символом могущества, так что он чатсо становится регалией. Например, в Европе это коронационные мечи; в Нихонии — кусанаги-но цуруги (aka амэ-но муракумо-но цуруги), подающийся к столу с зеркалом ята-но кагами и яшмой ясакани-но магатама. Регалиями также были клинки Пророка, утеряны в ходе монгольского нашествия. Есть мнение, что минимум один из них — Зульфикар, имел особо извращенный раздвоенный клинок, зачем — хз. Впрочем, есть альтернативне мнение, что «раздвоенный клинок» порожден надмозгами, а речь идет о так называемой полуторной заточке. Японский меч тоже был утерян в морской битве — пошёл на дно с кораблём в последней битве между Тайра и Минамото, и потому для коронации был выкован снова. Алсо, японской императорской реликвией является очень странная НЁХ. Был меч и символом свободы: так, в Древнем Риме гладиатору, получившему вольную, во время церемонии дарили деревянный меч — рудиус.

Наконец, меч мог символизировать сам себя. Например, при посещении японского императора или сёгуна те, кто формально имел право входить к ним с мечом, во избежание покушений несли в богато украшенных ножнах… жестяной меч (а вот у телохранителей мечи были настоящие), причём эта практика доходила до анекдотического абсурда. Когда во время гражданской войны Гэмпэй случилось «небольшое» порубилово в императорском дворце в Киото, один из VIP-самураев умудрился отбиться от врагов жестяным мечом (о том, почему он не взял у первого же трупа настоящий меч, летописцы скромно умалчивают). В Европе к XIX веку в качестве придворного оружия употреблялись обильно украшенные короткие шпаги-булавки с коротким лёгким клинком, как правило, гранёным и без лезвия.

[править] Мифы

Народная молва часто приписывает мечам уберсвойства, от которых охуевают все, кто их хотя бы в руках держал. В былинные времена это, в общем, было на руку военам — с некоторыми клинками достаточно было появиться в деревне / замке / стране, чтобы все обосрались. Однако если отбросить всякие «выковано гномами» (ковали таки люди, просто очень далеко от места, где жил владелец меча) и «использовался святой пророчицей» (+100 к боевому духу, но практической пользы, естественно, никакой), то по сей день многие уверены, что:

  • Меч истинного паладина (берсерка, славянского богатыря) весит 20-30 кило. Такой дурой можно убить, даже если просто попасть плашмя, и даже без особого размаха, сбивая нахуй вместе с конем (импульса хватит). ЧСХ двуручные мечи весом в 5, а то и 10 кг таки были — но довольно редко, ибо алебарда, а то и простая дубина, при такой массе сподручнее.
  • Катана рубит стволы автоматов. Не совсем вымысел, ибо тру-мастер мог, рассчитав силу, перерубить железный прут (что не ново, еще Ричард Львиное Сердце демонстрировал такие фокусы). Но, разумеется, с ширпотребом в руках нуба такое не прокатит. Впрочем, на америкосов пропаганда подействовала, и по инструкции, от катаны нельзя было закрываться автоматом.
  • Меч перерубает человека пополам вместе с конем. Аналогично написанному выше: не любой, не всегда, не везде (меч палача отрубал головушку потому, что весил как топор, и по сути им и был). Впрочем, традиционный якобы метод испытания той же катаны (рубануть человека по плечу, если дошла до яиц — хорошая катана), не исключено что реализуем — Азия, рисовая диета, кальция в костях мало, прочность никакая.
  • Суперсвойства® утерянных© рецептов™ стали были такие, что в сравнении с ними высокотехнологичные материалы — говно. Мечи, в отличие от ножей, действительно не выиграли от революций в металлургии XX века ни в чём, кроме, разве что, цены: сточить на современном заводе автомобильную рессору до нужной формы гораздо дешевле, чем ковать вручную из непредсказуемого содержимого плавильного тигля, как делалось во времена «утерянных© рецептов™». Но именно по этой самой причине все эти пафосные сплавы так напоминают Неуловимого Джо: если вы часто пользуетесь мечом, то он для вас расходный материал, а значит, дешевизна замены играет первостепенную роль, а если меч висит на стене, то качество стали не играет роли.
  • Меч с двумя лезвиями (часто встречается в играх) — а-ля Дарт Мол из Звездных Войн. ИРЛ такая херня ВНЕЗАПНО была (http://www.360doc.com/content/15/0707/21/10252834_483427894.shtml - 乾坤日月刀 и 龙头大铡刀), потому что для богатого буратины — «любой каприз за ваши деньги!» (c) То есть массовым не было, но если к кузнецу обращался месье знающий толк в извращениях, и он готов был платить золотом, то «почему бы и нет?». Алсо для богатых буратин кузнецы делали извращения и покруче — всё на что хватит фантазии у буратины. Например, у японского императора храниться меч со множеством отросков — Shichishitō, ЧСХ императору ни разу этим чудом драться не приходилось.
    • Впрочем, упомянутый выше Клинок Пророка из-за кривых переводов пытались рисовать с двумя лезвиями (кто-то, подумав, написал, что, мол, это он такой быстрый, что разом в двух местах).
  • Зазубрины на лезвии. Не было по простой причине — застревает, сука, хуй вытащишь из врага (а в бою, как в сексе, не вытащил — быть беде). Для реализации принципа пилы был придуман уже упомянутый фламберг: зубья не острые, а круглые, и при повышении давления не так застревают во всем подряд.

[править] Культурота

По понятным причинам меч породил просто огромнейшую фагготрию, которая нашла отражение в культуре разных народов с древнейших времен и до наших дней. Именные мечи есть в каждой второй вымышленной вселенной (не считая каждой первой). ИРЛ, кстати, тоже хорошим мечам давали имена (особенно всякие викинги), приписывали им колдунские и священные свойства.

[править] Фольклор

Почти все народы мира, имевшие дело с мечами, описывают в мифах, сказках и эпических сказаниях разнообразные легендарные клинки.

В русских народных сказках это Меч-кладенец. Им обладали практически все богатыри земли русской. При сборе фулл-сета артефактов (с сапогами-скороходами и шапкой-невидимкой) даёт +100500 к духовности. Как можно догадаться из названия, получить такую вундервафлю можно только взяв ее из тайника; после победы, видимо, автоматически возвращается в заначку. По одной из версий, «кладенец» означает всего лишь «выкованный из закладного железа», то есть из хорошо полежавшего в земле сырья, дабы примеси вымылись и остался очищенный металл.

В Европах легендарных мечей пруд пруди. Так, например, у рыцаря Роланда из одноимённой песни был Дюрандаль, который при необходимости запросто рубил камни. Его сюзерен Шарлемань (Карл Великий) владел не менее понтовым мечом Жуайёз (фр. Joyeuse — «радостный»), с которым отождествляли коронационный меч Капетингов, Валуа и Бурбонов. На Британских островах царствовал Экскалибур (он же Калибурн, а по-валлийски Caledwlch). Вопреки популярному мнению, король Артур вытащил из камня не его, а другой ковыряльник — но позже получил в подарок от Владычицы Озера сабж и дальше уже ходил именно с ним. Отличается от всех других легендарных мечей тем, что волшебными у него были ножны, а не он сам. В ирландских же сказаниях, откуда меч и происходит, он обладал дивным свойством оставлять за собой радугу при каждом взмахе, а также срезать верхушки с холмов, выгоняя из-под них злокозненных ши.

Азиаты тоже дураками не были, а потому навыдумывали собственных сказочных мечей. Кусанаги по значимости в японской мифологии находится на уровне Экскалибура. Переходил от одного императора к другому, каждый раз меняя свойства. Причём считается созданным ещё в корейских сказках, а не японских. И да, именно в честь него назвали Мотоко Кусанаги из этого вашего «Ghost in the Shell».

[править] Чтиво

Писатели-фантасты, продолжая добрые традиции народных сказок, навыдумывали сотни собственных волшебных мечей всех размеров и цветов радуги. Вспомним наиболее значимые литературные мечи:

  • Стрижающий меч (он же Вострый меч, Бурлатный меч, Плоострый щеч, Чудоюдоострый меч, и ещё 100500 переводов — короче, Vorpal Sword). Вундервафля против Бармаглота, придумана Льюисом Кэрроллом. С характерным звуком «Взы-взы!» отсекает головы, которые после этого барабардают с плеч с не менее характерным звуком «Ува! Ува!». Упоминается также в «Хрониках Амбера», вероятно, именно оттуда перекочевал в D&D, Roguelike-игры и прочее фэнтези. Ныне Стрижающим мечом именуют любую вундервафлю с абсурдными характеристиками вроде лезвия, прорезающего абсолютно всё, даже небо, даже Аллаха.
  • Легендариум Толкина никак не мог обойтись без своих собственных именованных мечей — Андриль, Гламдринг, Оркрист, Жало и прочие эльфийские (Андриль в первой своей версии был создан гномами, но позже перекован эльфами Ривэндэлла) мечи — эталон идеального фэнтезийного оружия, обладали способностью светиться, когда рядом враги, паля владельца. Гуртанг/Англахэль, помимо прочего, обладал способностью разговаривать и послужил орудием для харакири первому неудачнику всея Средиземья. Меметичен, однако, не этим, а вот чем: по описанию, сей ковыряльник был выкован из метеоритного железа и поворонён в чёрный цвет. С тех пор все авторы фэнтези, пишущие про мечи из метеоритного железа, изображали их чёрными. Даже мультик про аватара — и тот туда же.
  • Меч Годрика Гриффиндора — убер-оружие из сказок для детей от 3 до 99 лет. Владеет им Гарик хуево, и непосредственно как оружие использует ровно один раз (сам едва не окочурившись в процессе). По сюжету, этим мечиком (после апгрейда на +10 урона ядом василиска) можно разъебывать крестражи с иммуном к обычному оружию. На этом его сфера применения и заканчивается: по итогам книги взято 0 фрагов человеками и 2 фрага змеями.
  • У Ведьмака вообще два меча: один серебряный, чтобы резать нежить, второй из стали (само собой, метеоритной) — для разумных гуманоидов. Одним таким стальным мечом был Сигиль — им Геральт порубил главзлодея. Был изготовлен краснолюдами (местные дварфы) по секретным технологиям. Обладал единственным волшебным качеством: резал человеков как бумагу. На клинке секретнейшими древними краснолюдскими рунами написано тайное краснолюдское заклинание «НА ПОГИБЕЛЬ СУКИНСЫНАМ». В играх по сабжу Сигилей стало овердохуя всех видов и форм.
  • Валирийские мечи — из этого вашего ПЛиО. Сделаны из убер-булатной стали, секретом изготовления которой владели только в давно сгоревшей стране Валирии. Поэтому их всего около трех сотен на весь мир, и каждый — именной и передаётся из поколения в поколение в каком-нибудь феодальном роду. Обладают некоторым магическим свойством: рубят Иных, так как связаны со стихией огня.
  • Меч Конана — пафосный двуручник с искусным дизайном, найденный Конаном в могиле неизвестного древнего короля (с подачи авторов фильма «Конан-Варвар» ставший Куллом из рассказов о Кулле-Завоевателе, более старого персонажа Говарда, приходившегося Конычу далёким предком. Хотя тот использовал топор, да) и впоследствии ставший устойчивым тропом для суровых персонажей фентази, вплоть до Каинов, Артасов и в качестве постмодерна, Берсеркера и прочей анимуты. В принципе, не обладает какими то уникальными силами и перками, но сам по себе источает такой пафос и так удачно подчёркивает мощь гг, что варвар на эмоциях режет в капусту совершенно любую вражину, а тяжёлый двуручный меч становится в западной культуре такой же мифической вундервафлей как и катана в азиатской.
  • Шардблейд (Shardblade, клинок-осколок) — мегаэпичное оружие из серии книг Брэндона Сандерсона «Штормлайт». Обладает целой кучей специфических свойств: например, призывается из ниоткуда по желанию пользователя, способно менять форму (от тонкого и острого кинжала до огромного двуручного меча), обладает разумом (не все клинки обладали разумом, но главным героям свезло владеть разумными), способно с одного удара разрезать любую неживую материю, а живую с одного удара превращает в мёртвую (убивает всю нервную систему, ранение практически не исцеляется) и только со второго удара разрезает. Няшные подробности того, какое плачевное существование влачат недобитки, полупарализованные от ранения этим оружием, прилагаются.
  • Меч Без Имени — вундервафля из одноименной трилогии Андрея Белянина. IRL — сувенирный ковыряльник, в составе премии с аналогичным названием, вручается МТА.
  • Алмазный/деревянный.
  • Убийца Драконов — «Большой и слишком тупой, чтобы называть его мечом». Огромная заточенная рельса, с которой бегает главный герой манги про дружбу и магию «Берсерк». Большая часть пафоса манги навеяна именно этим оружием и тем, как ГГ ею орудует. Калькуляции фанатов привели к выводу, что такой девайс ИРЛ весил бы 170 кг. Похожие вундервафли, но, с неизвестным названием, юзает команда злобных сайлентхилловских модераторов — Пирамидоголовых. Также с похожей вундервафлей по имени Buster Sword бегали персонажи мира Final Fantasy VII — Клауд Страйф и Зак Фэйр. А в этом вашем фоллауте (конкретно, в части New Vegas) дрын аналогичных размеров, сделанный из автомобильных бамперов, является весьма распространенным оружием у супермутантов и Легиона Цезаря.
  • Плоскостной меч — сверхтонкие мечи из трилогии Пейсателя, жертвы которых в первый момент и не понимают что розрезаны пополам.
  • Меч Мартина Воителя — убергрозный меч для доблестного мыши-воина из сказочного цикла «Рэдволл». Выкован Владыкой-барсуком в жерле Роковой горы в кузнице вулкана Саламандастрон из метеоритного железа. По ходу повествования удивительным образом может использоваться воинами разного размера — от мыши до лисицы.

[править] Кинцо

Lightsaber green.jpg

Киноделы тоже очень уважают всякого рода мечи, но как правило фагготрии подобно книжным они не устраивают, разве что экранизируют те самые книги с эскалибурами и прочими мечами истины. Даже в культовых фильмах с обилием поединков на мечах типа Горца, Убить Билла или Блейда на мечах внимание не заостряют, вроде как есть они и хорошо.

Особняком стоит световой меч — мегаизобретение режиссёра-сказочника Жоржа Лукаса. На каких физических принципах работает — никто так и не смог внятно объяснить, несмотря на подробно описанную конструкцию; суть в том, что это даже не прямой клинок, а петля, загибающаяся под углом почти в 180 градусов и уходящая обратно в рукоятку. Изначально батарейки от меча весили овердохуя и носились в виде ранцев за плечами, потом на поясе, потом стали помещаться в ручку. Чтоб не ебаться с физикой, под конец лукасовской эпохи даже придумали обоснуй, что изобрели их раката — раса техномагов, у которых вообще хуй проссышь, как что работало. Режет всё, кроме трёх с половиной спецметаллов и шкуры Гада Зило, запросто отбивает разряды бластеров. Делается очень долго и муторно (с применением Силовой Ковки), требует особых таких кристаллов, растущих ой как не везде (правда, читеры-ситы научились их выращивать, отчего их мечи имеют неестественные цвета вроде красного или фиолетового), и для тру-владения им нужно направлять клинок Силой, так что используется только джедаями и их идейными противниками. В расширенной вселенной, световые мечи и оружие на основе их технологии (световые алебарды и хлысты) юзаются не только джедаями, но всеми достаточно рукастыми вплоть до роботов. Миф, что для светового меча необходимо владеть Силой, связан с тем, что джедай Мейс Винду собрал (чисто джедайская фича — пользоваться лично собранным во время медитаций мечом) световой меч, который включался только если на него воздействовать Силой, что делало его бесполезным в руках неджедая. Да и ракатанские — а так же первые джи'дайские — светошашки мало того, что активировались только Силой, но и не требовали батареек вообще, ибо запитывались напрямую от неё же. Ну а приличным владением трофейными мечами Генерала Гривуса можно троллить джедаефагов. Строго говоря, световой меч/плазменный резак на рукоятке как таковой не является ни изобретением Лукаса, ни его предшественников-фантастов. Известны благодаря подобному оружию сотни персонажей мифов, например, Сурта.

[править] Игрули

 
Ганблейд

Ганблейд

Sword-Like Object. Тысячи их

Sword-Like Object. Тысячи их

IF Thunder Edge Pattern Chainsword2.jpg

 

SFBerserk.jpg

 

Подобно писателям геймдевелоперы очень уважают мечи и неистово на них дрочат. В любом уважающем себя слешере у главгероя есть вундершверт с собственным именем, историей и тому подобным.

  • Пиломеч (англ. Chainsword) — помесь ежа с ужом, коим спейсмарины из Вахи знатно рубят головы противникам: адовая одноручная бензопила с двумя рядами разнонаправленных звеньев. Оттуда перекочевал в Skyforge, где его юзает Берсерк. Причём, в СФе, пиломеч достиг апогея развития — огромная, 30-килограммовая бензопила, с наспех прикрученной к оной гардой, по пропорциям не уступающей самой пиле. В той же Вахе есть эвисцераторы — двуручные цепные мечи, у которых каждый зуб под силовым полем, размягчающим материалы как масло. Есть и просто силовые мечи, с кромкой под напряжением, но визуально не отличаются от обычных.
  • Умбра — вундервафля из серии «Elder Scrolls». Даэдрический меч Клавикуса Вайла. Помогает своему владельцу, зохавывая души других, а потом и душу самого владельца зохавывает, да так, что тот считает себя мечом в человеческом теле. С точки зрения манчкина-игрока — довольно-таки неплохая ковырялка. В конце концов был уничтожен в ходе событий, описанных в романе Грега Киза «Повелитель душ».
  • Ганблейд — вундервафля, пришедшая в медиасреду из Final Fantasy VIII, представляет собой гибрид меча с огнестрелом, причем, в отличие от винтовки со штыком, клинок тут играет главенствующую роль. Также в парном одноручном варианте присутствует в российском аниме-недослешере «Ониблейд», оно же «X-Blades», и куче прочих, менее известных игрулек. ИРЛ подобные изделия действительно существовали (например, у адмирала Нельсона был такой, но врятли он им кого-то рубил — адмирал все-таки), вот только удобство пользования у них было крайне посредственным по причине взаимоисключающих требований к балансу для его функциональных частей, сложности обслуживания и большого веса, так что широкого распространения они не получили.
  • Двуручный меч хаоса — легендарный меч, который использует Большой Батя — герой, ставший Богом в результате жестокого минмакса. От хаос-цвая нет спасения, он карает любого нуба, посмевшего бродить не полым по окрестностям Лордрана. Однако и цвай не всевластен. Легенды гласят, что Большого Батю можно убить простым парированием.
  • Rebellion (надм. Мятежник), демонический ковыряльник Данте известной серии игр. В основном, служат для фаллометрии оного со своим братцем, и лишь потом — как оружие для истребления аццкой нечисти. Пафосен, но особых свойств не имеет. Братец Данте использует Ямато: нипонский клинок, по совместительству — ключ от мира демонов. К слову, именно Ямато в серии — эталон Катаны, Разрубающей Абсолютно Все, даже Спасителя, даже портал высотой 9 км. У Нерона же нет своего заколдованного меча, только стандартная сабля ордена с дизельным двиглом и огнемётом в рукоятке с пафосным погонялом Красная Королева. Кроме того, имеется демонический меч Грань Силы, принадлижавший самому Спарде и парочка говорящих дуалов Агни&Рудра.
  • Похититель Душ (англ. Soul Reaver) — убер-ковыряло из одной сказки про вампиров, без преуменьшения один из главгероев (спойлер: ибо в нем сидит душа Разиэля). Существует в нескольких экземплярах, в том числе призрачных, из-за многочисленных TIME PARADOXов. Из всего, во что им тыкают, высасывает кровь и души, разрывая на куски и аннигилируя к хуям. Замечен в пророчествах про БП, и ковался для Последнего Страшного Боя главного вампира с главным демоном. Фанаты серии мечтают получить себе реплику, однако в производстве пока что только офигительное УГ.
  • Sword-Like Object (русск. Мечеобразный предмет). Ироническое наименование для 100500 вырвиглазных вундервафель из корейских MMORPG и тому подобного фэнтезийного бутора. Отличается попугайским цветом, нелепыми пропорциями, позволяющими заподозрить у него баланс кувалды, несоразмерностью юзеру (обычно эльфийке ростом с Дмитрия Медведева и в два раза уже его). Ещё так называются сувенирные мечи тех же форм, цветов и пропорций, продающиеся в переходе под Лубянкой.
  • Фростморн. Обладает собственной волей и телепатическими способностями, чем и подвёл владельца. В итоге (спойлер: разъебан к херам Испепелителем, Фростморном умноженным на минус единицу, и перекован в два адовых клинка ГГ-рыцарем смерти.)

[править] Примечания

  1. Разница между режущим (как нож) и рубящим (как топор) ударом вообще очевидна, однако и урон при этом наносят разный: режущий удар опасен площадью повреждений для мягких тканей и воздействием на текстиль и кожаные ремни в доспехах, а рубящий делает глубокие повреждения как телу, так и доспехам.
  2. Франконские монахи вообще любили мечи — позже они написали старейший из известных ныне фехтбухов.
  3. Оттуда, по некоторым предположениям, происходит и мем «End him rightly»
  4. В то время как в XV—XVII вв. этот термин означал в английском промежуточную между наиболее типичными образцами длину, а во французском — смешанный стиль исполнения меча.
  5. Оттуда и выражение «сломано столько копий».
  6. Это тоньше, чем у современных мачете с их 1,3-3 мм.
  7. Именно поэтому миниатюры нередко изображают с фальшионами «плохих парней», желая подчеркнуть, что они предпочитают биться не с равными себе, а с относительно беззащитными противниками.
  8. Проявление самурайского чувства юмора, не иначе — на том же месте некоторые носили любую другую хрень, черпак для сакэ, например.
  9. Впрочем, кроме как в Англии и Португалии, за соблюдением этих ограничений нигде всерьёз не следили.

[править] См. также

[править] Ссылки


AK-47.png Меч. И холодное оружие согревает душу.
Огнестрел M-16АК-47ГлокДиглДробовик (Ведро) • Золотой пистолетКозлищеКольтКороткостволМиниганМуркаОгнемётПанцерфаустПистолет МакароваППШПулемёт МаксимаСамопалТомпсонТТ-33УзиШушпангевер
Холодное оружие BoxcutterБензопилаМеч (Катана) • МочетТитановый лом
Панцеры AbramsАвтострадный танкАрматаМамонт-танкМирный советский тракторТ-34Т-35Т-90Танк «Тигр»Танкостроение
Бомбы Атомная бомбаБомбуэБулаваВакуумная бомба (Жидкий вакуум) • Иранские ракетыКаучуковая бомбаКузькина матьМежконтинентальная баллистическая ракетаЧугуниевая бомба
Прочие вундервафли HAARPHummerАвианосец (Мистраль) • Боевые животные (Непотопляемый Сэм) • Газовый баллончикГЛОНАССДирижабль КировДырка для ружьяКарандашКатюшаКоктейль МолотоваМинометНомерные радиостанцииОружие в компьютерных играхПодводная лодка (БорейК-19Курск) • ПротивогазПсихотронное оружиеРельсотронТравматическое оружиеХимическое оружиеЭкзоскелет
As seen on TV Боевой треножникБронелифчикМашина Судного дняОБЧР (Меха)
Ценители SRLБеркем аль АтомиВикингиГенеральный ЧернявскиЖуравлёвЖуковКупцовЛось ВотзефакМаксим ПопенкерНаёмникРадиотСумрачный генийТрезвый военнослужащийЦАХАЛ
Использование Армейский способБоевые искусстваГнездо параноикаДень минометаЗакладкиКБиОМушку спилиСтрельба по-македонскиЯ вчера купил пистолет
Кроухантинг Дикие банки и бутылкиКарКишечникКроухантерыКрысинг
Оружейные ресурсы Ганза • /w/ • /wm/