Личные инструменты
Счётчики

Невидимость

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

— Видишь суслика? — Нет! — И я не вижу. А он есть!

»
ДМБ
Он смотрит на тебя как на непрозрачного. А может, и не смотрит
ГРАБИТ-УБИВАТ-НАСИЛОВАТ

Невидимка (он же Человек-Невидимка, он же рас.-англ. The invisible man) — человек, которого не видно, ибо полностью прозрачен. Способность потенциально добавляет немало интересных возможностей: пиздить промышленные секреты, невозбранно фапать на голых тян в женской бане, ну и разумеется, ГРАБИТ-УБИВАТ-НАСИЛОВАТ совершенно безнаказанно. Интересных проблем тоже немало добавляет, но об этом ниже. Сабж полностью раскрыт в одноимённой книге олдовым и винрарным писателем Гербертом Дж. Уэллсом из старой доброй Англии.

Содержание

[править] Первоисточник

Итак, в старой доброй Англии некогда жил учёный по фамилии Гриффин, который, во-первых, был гениальным физиком, во-вторых — люто ненавидел всех людей, ибо тупые, бля! И вот в процессе научных исследований он открыл способ делать вещества невидимыми — правда, не любые, а только не имеющие собственного окраса (а значит, сразу 95% вещей невидимыми сделать не получится, и Уэллс вносит в сюжет поправку: Гриффин от рождения альбинос, то есть белокожий красноглазый блондин. Хотя кровь и у альбиносов красная, так что Уэллс внёс вторую поправку, позволив своему герою ВНЕЗАПНО сделать открытие совсем в другой области — изобрести препарат, превращающий красную кровь в белую (в тогдашней фантастике такие вот ходы прокатывали).

Олдовый вариант сабжа в парадной форме

При этом наш учёный совсем подзабил на реальную жизнь, бабло кончается, наседают соседи, привлеченные странными звуками, доносящимися из его квартиры — и вот он внезапно принимает решение, упарывается веществами, садится под излучение, превращается в Невидимку — и уходит в холодный и сырой Лондон. Далее он пытается логично извлечь из своей невидимости профит, терпит эпичный фейл, понемногу съезжает крышей и кончает попыткой установить свою личную диктатуру в отдельно взятой сельской местности. Конец немного предсказуем — Невидимку таки изловили и вломили неиллюзорных пиздюлей, от чего он немножко умер. Вот и всё.

Однако всю суть, а также психологические и социальные следствия невидимости Уэллс раскрыл с такой полнотой и убедительностью, что после него серьёзно за тему никто не брался, и она непоправимо ушла в область фэнтези и крутых спецэффектов.

Стоит добавить, что весь сюжет выстроен автором на некоторой, скажем деликатно, психической неуравновешенности Гриффина, будь на его месте некто прагматичный и расчётливый — финал истории мог бы стать и совсем иным.

[править] Невидимость IRL

Будь она даже возможна, всё равно никому нахуй бы не сдалась (кроме расово верного Шпальтегольца[1]) — и вот почему: плюсы сабжа описаны выше, так что поговорим о минусах, коих немало.

Во-первых, придётся в любую погоду ходить, пардон, бес трусоф и всего прочего. При этом Гриффин начал опыты именно с куска белой ткани, и что ему мешало заранее скроить себе хотя бы невидимые штаны — совершенно непонятно; с другой стороны, сняв на ночь невидимую шмотку, попробуй её потом найди…

Во-вторых, по книге сабж получается при сведении коэффициента преломления веществом световых лучей к коэффициенту преломления воздуха. Стоит ли напоминать, что человеческий глаз ВНЕЗАПНО видит именно за счёт преломления света на хрусталике и поглощения его же глазным дном, то есть невидимка и сам увидит чуть менее, чем нихуя — либо ему придется оставить висеть в воздухе видимые глаза! (В книге были оставлены, НО… как еле заметные прозрачные пятнышки, висящие в воздухе. А глаз, пропускающий почти весь свет, видеть будет так же «почти», иначе говоря, херово! — а разгадка в целом безблагодатна, ибо нечего было предвосхищать физически достоверное творчество старика Кармака, не зная матчасти.)

В-третьих, разговаривать с людьми и таскать предметы также не рекомендуется, но если хочется изобразить привидение, то флаг вам в руки.

В-четвёртых, если тебя на переходе задавят или в толпе запинают — сам виноват будешь!

В-пятых, съеденная нямка видна в процессе переваривания всем. По первоисточнику — еда становилась невидимой позже, при полном усвоении организмом. Но вот тему отходов в кишечнике Уэллс затрагивать по-джентльменски не стал — а они с какого перепугу невидимыми станут??? К слову сказать, у советского писателя Владимира Савченко, в книге «Пятое путешествие Гулливера», где почти аналогичным способом в инвизе сидело население целого острова, тема была раскрыта более, чем полно — достаточно упомянуть тот факт, что в описываемой местности прилюдный приём пищи был столь же неприличным занятием, как и прилюдное опорожнение кишечника.

[править] Невидимость в интернете

Основные статьи: Tor, I2P

Реализация сокровенной мечты анонимуса. В интернете — все невидимки: не видно ни глаз, ни ушей, ни содержимого кишечника — видны только следы жизнедеятельности. Но даже среди виртуальных теней есть свои невидимки — крыса-куны.

Алсо в б-гмерзкой соцсети Одноклассники. Сру можно стать невидимкой (не отображаться в онлайне и не светиться в «гостях»), для этого нужно всего-навсего отправить SMS на короткий номер.

[править] Как можно стать невидимкой

IRL, как все уже поняли — никак. Различные методы приведены в фильмах, книгах и играх, где хоть косвенно упоминается сабж.

b
Рэп о сабже
  • Каноничный — упороться веществами или попасть под облучение. В последнем случае невидимым становится не только человек, но и всё, что на нём было надето — последнее, конечно, удобней.
  • Технологичный — некий нанокостюм с указанным свойством. Здесь уже коэффициент преломления ни при чём, эффект достигается какой-нибудь неведомой интерференцией и хитрым рассеиванием световых лучей, либо эффектом хамелеона (слияние с фоном). Конечно, 100% невидимости так не получишь — Хищника в одноимённом фильме разглядеть всё же можно, хоть и при включённой невидимости хищнического броника. Если же перестать смотреть фантастические боевики и начать смотреть в умные книжки, то можно узнать, что в настоящий момент созданы метаматериалы, позволяющие получить полную (обидно, что полную как раз не в том диапазоне волн, в котором мы видим, а немного за ним) невидимость за счёт того, что имеют они показатель преломления, плавно изменяющийся от внешней границы девайса к внутренней. По сути такой материал — это композит из чередующихся металлических стерженьков и металлических же незамкнутых контуров малого размера, которые сравнимы с длиной волны, на которой они обеспечивают отрицательный показатель преломления.

Алсо, лунные учоные уже придумали свой плащ-невидимку, который работает благодаря маленьким полимерным шарикам на плаще и проектору, а так же широкоугольной камере позади «невидимки» (пруф). Теперь главное — не забывать повернуться к зрителям нужной частью тела.

  • Магический — сколдовать сильное колдунство. И никаких проблем с нямкой и глазами — колдунство решает все проблемы! В играх каст «невидимости» — страшенный чит, поэтому, как правило, заклинание жрёт куеву хучу маны, действует недолго и налагает на игрока дополнительные ограничения. А если колдунством оказалась Цепь Огня — одновременно устраивает Большой Пиздец.
  • Сумеречный — отыскать годного вампира и позволить ему себя покусать. По легенде, в этом случае следует избегать демаскирующих тебя зеркал.
  • Сказочный — получить от щуки шапку-невидимку. Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и простыня-самоёбка прилагаются опционально. Необходимо быть дураком и лежать на печи. Ну или Гарри Поттером, например. В крайнем случае — хоббитом.
  • Относительный — разогнаться до скорости, близкой к скорости света. Минус (или плюс) в том, что все и всё, даже гравитация — застынут.
  • Психологический, он же «отвод глаз». Так воздействовать на сознание окружающих, что они перестанут тебя замечать — гипнозом или чем-то вроде того. Или даже ни на что не воздействуя, воспользоваться «бэкдорами» в человеческом восприятии.
b
Известный тест на «невидимость», которую продуцирует наш мозг

На видео справа — классический психологический тест. Мы не видим того, чего не ожидаем увидеть. Борхес, ссылаясь на китайского анонимуса, сформулировал это явление так: «Один китайский писатель как-то сказал, что люди не замечают единорога именно потому, что он абсолютно ненормален. Глаза видят то, что привыкли видеть» («Скромность истории»)

«Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра» — шизанутая римская шпионка становилась видимой лишь при определённом направлении взгляда. (спойлер: Не в прямом смысле, то есть смотря вниз не выделялась из толпы, смотря вниз и в сторону выделялась не сильно, а смотря прямо выделялась из толпы «рабочих», которым похуй на то, куда она смотрит — своих забот полон рот)

Невидимость Саймона из Misfits заключалась в том, что мозг людей переставал регистрировать всё, исходящее от Саймона, его даже неслышно было. Зато когда он принял вещества, его «суперсила» поменяла полярность, и люди стали его воспринимать как самого крутого чувака в толпе.

У винрарного автора детективов Г. К. Честертона есть рассказ «Невидимка», где преступник, работающий почтальоном, совершает убийство и на глазах у всех выносит труп своей жертвы, пользуясь тем, что людей его профессии никто в упор не замечает. Хотя это скорее мимикрия. У него же в другом рассказе — «Чудо „Полумесяца“» — высмеивается подобная невидимость:
По-вашему выходит, что целая процессия ирландцев с мушкетами могла промаршировать мимо, пока мы разговаривали, стоило им лишь ступать на слепые пятна нашего рассудка.

В романе «Ложная слепота» Питера Уоттса достаточно правдоподобно описана схема «невидимости», основанная на особенностях работы зрительной системы и мозга человека. Название романа взято от неврологического заболевания «ложная слепота», при котором человек может смотреть, но не видеть отдельные предметы (в одной из серий Хауса было что-то в этом духе)[2].

В рассказе «Увидеть невидимку» Роберта Силверберга «невидимость» использовалась в качестве наказания за некоторые преступления. Преступнику на лоб крепился специальный знак, и другие люди полностью игнорируют его существование. Нельзя ни купить билет на автобус, ни вызвать врача, тебя могут безнаказанно «не заметить» на дороге и т. д. Некоторые не выдерживают и едут крышей[3].

[править] Как можно увидеть невидимку

  • С помощью тепловизора (в инфракрасных лучах).
  • С помощью радара (в радиодиапазоне миллиметровых волн).
  • С помощью ультразвука (УЗИ на приеме у доктора).
  • Невидимку видно в непрозрачной среде (дым, туман, дождь, снег).
  • Невидимка может испачкаться в грязи.
  • Невидимка может наследить (тоже в снегу или в грязи).
  • По звуку или запаху (если у сабжа диарея или он давно не мылся).
  • Посмертно. Так по первоисточнику, хотя тоже непонятно — с чего, собственно? В одной из экранизаций этот момент слили вчистую — видимая свернувшаяся кровь невидимки — красная, хотя должна бы быть белой.

[править] Невидимость в мировой культуре

[править] Литература

На самом деле, после Уэллса никто серьёзно не раскрывал этой темы. За исключением разве что Ильфа и Петрова с их сатирической повестью «Светлая личность», главный герой которой стал невидимым после того, как помылся в бане странным куском мыла. В повести довольно успешно раскрываются разные человеческие и общественные пороки довоенного СССР, и есть вполне оригинальные пространственно-временно-общественно-независимые мысли, которых, кстати, не было у Уэллса. Надо при этом отметить, что невидимка Филюрин весьма отличался от «обычных» — ему не требовалось ни есть, ни пить, ни дышать. Таким образом все проблемы бытия невидимки у Ильфа и Петрова были изящно обойдены.

Существуют многочисленные рассказы про невидимок, только там они призраки или духи, а это уже немножко не то. Исключение — «Тень и вспышка» Джека Лондона (который, кстати, и вообще баловался научной фантастикой). Также есть «Нечеловек-невидимка» Виталия Бабенко — человек стал невидимым, приложив к порезанному пальцу вместо подорожника какую-то хуету. Показаны социальные проблемы, когда человек медленно становится невидимым. А разгадка проста — надо было просто пожалеть героя. Ну, и конечно, куча всяких фэнтези, где колдануть по сюжету невидимость — обычное дело. Сказки про шапку-невидимку — сюда же. Особо среди фэнтези выделяется Толкин, у которого невидимость — свойство, придаваемое исключительно сотонинско-фекалоидным артефактом — Кольцом Всевластья.

Невидимость упоминалась у Джоан Роулинг в небезызвестной саге про Гарри Поттера: у ГГ была мантия-невидимка, которую он получил на Рождество, и, судя по записке, ею пользовался ещё его папаша. Нацепив её, он становился абсолютно невидимым для других людей ((спойлер: Только заклятиями обнаружения посторонних вся эта невидимость сводится на нет, да и если с тебя мантия сползёт — пиши пропало. Вследствие этого Гарик несколько раз почти что попался)). Правильная с технической точки зрения невидимость была в книге «Гарри Поттер и тайная комната»: «Фордик растаял в воздухе, и они вместе с ним. Гарри чувствовал, как под ним вибрирует сиденье, слышал звук двигателя, ладонями ощущал коленки, переносицей — очки; судя по всему, он превратился в пару зрачков, парящих в двух метрах над землей в малопривлекательном переулке, заставленном машинами».

Also, Маргарита в романе Булгакова намазалась кремом, который придал ей невидимость. В комплекте прилагалось ещё одно умение — способность летать.

В том же романе невидимым становится один нерадивый чиновник, что какбэ символизирует, что он зря занимает свое место.

[править] Кино

100500 экранизаций первоисточника и голливудских поделок на тему. Наиболее годные:

  • Воспоминания человека-невидимки — с Чеви Чейзом. Неплохой комедийный боевичок, популярный в эти ваши 90-е, да и сейчас вполне смотрибелен.
  • Невидимка (2000) — с Кевином Бэйконом. Триллер о том, как человек, в результате эксперимента ставший невидимым, воспользовался положением, принявшись воровать и убивать (собственно, и насиловать тоже, но сцену, к сожалению, вырезали. В режиссёрской версии, таки, оставили, и Рона Митра не отделалась простой демонстрацией сисек).
  • Человек-невидимка (1984) — с расово украинским Андреем Харитоновым. Постановочный винрар времен совка. Сочетание взаимоисключающих параграфов — самым строгим следованием уэлсовской сюжетной линии среди всех снятых фильмов, и унылым подражанием тогдашнему Голливуду — с другой стороны. В киноверсии Гриффин — как раз честный юноша с холодной головой и горячим сердцем. Отказавшись от предложений захвата власти и сумев уничтожить свои записи об эксперименте, всё же становится жертвой испуганной толпы. Фильм мог получиться весьма годным, и таки получился, но ныне почти полностью забыт. К просмотру рекомендовано.
Он смотрит на тебя как на череп в коллекцию, хотя под маской этого и не видно
  • Лига выдающихся джентльменов (2003) — он там есть.
  • Человек-невидимка (сериал, 2000) — про преступника, которого приговорили к пожизненному заключению, но предложили в качестве альтернативы быть подопытным кроликом у спецслужб. Тот согласился, и ему вживили железу, вырабатывающую амальгаму. Обмазываясь этой самой амальгамой, главный герой становится невидимым. На деле же амальгама — раствор любого металла в ртути: так, можно говорить о медной, серебряной и даже золотой амальгаме. В сериале же полностью в традициях Уэллса сделано сразу два дичайших фандопущения: изобретена амальгама, делающая любой покрытый ей предмет полностью прозрачным, и скрафчена железа, её вырабатывающая в поистине терминальных количествах (в 1.14 за минуту откачали два бидона, укрывшие микроавтобус практически целиком). Есть и третье: главгер ВНЕЗАПНО приобрёл дар видеть в ультрафиолете (о чём прямо сказано 1.12). Впрочем, это не умаляет достоинств лёгкой расслабляющей комедии, которой сериал и является.
  • Человек-невидимка (сериал, 1984) — доставляющий британский 6-серийный фильм. Показывался у нас в конце 80-х.
  • Хищник (1987) с легендарным Арни в главной роли. Либо вы уже все поняли, либо идите учите уроки. Если вкратце, то на Землю высаживается НЕХ экипированный всякими вундервафлями гуманоид и начинает по-тихому выпиливать человеков just for lulz. Для темы статьи интереснее вторая часть фильма 1990 года, где британские учёные попытались разработать способ видеть невидимого хищника, одновременно скрывая своих людей от его инопланетного «визатора». В итоге — фейл, поскольку (спойлер: визатор, как выяснилось, имел несколько режимов визуализации.)

[править] Игры

Тут всё понятно. Если фэнтези — заклинание невидимости присутствует почти наверняка. Если шутер — нередко можно надыбать убер-костюм или имплантат с соответствующим эффектом. Если MMORPG — практически всегда присутствует класс «разбойник», и, как правило, невидимость является главной фишкой данного класса, позволяя анально покарать ничего не подозревающего противника.

[править] Фольклор

Особо следует отметить анекдот (использованный в одном из фильмов про сабж), в котором Супермен нечаянно и стремительно отпарил Человека-Невидимку в анус, не заметив его присутствия на чудо-женщине.

В фольклоре же зафиксировано существование антагониста — Нечеловека-Видимки.

[править] Христианство

Иисус Христос после воскресения становился то видимым, то невидимым (Евангелие от Луки, 24 глава). Сначала Иисус категорически запрещал к себе прикасаться, но затем все ученики убедились в наличии у Христа физического тела непосредственной проверкой, как Фома, или просто увидев Учителя. Природа Христова тела после воскрешения действительно загадочна — то Христос ест рыбу с учениками, как будто не был распят, а потом проходит сквозь стену как призрак.

[править] Невидимость в военной технике

Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше антисканеров, самолётов «стелс», облупливающуюся во время полёта экранирующую краску, полёт ниже уровня видимости радаров; про неуязвимую танкоту и стелс-пихоту.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

Не секрет, что генералы всех государств втихую подрачивают на проекты невидимых самолётов, невидимых танков, а каждому министру обороны хоть раз в жизни должен присниться взвод стелс-пихоты в полной боевой выкладке, иначе он не министр.

Полководцы прежних времен, за неимением других возможностей, вовсю использовали камуфляж на основе последнего из перечисленных выше способов — психологического. Потому что если справедливо утверждение, что человек видит не глазами, а мозгом, то надо не с коэффициентами преломления заморачиваться, а с идентификацией объекта. Не пытаться растворить в воздухе объект, а выдать его за что-то другое, нахуй неинтересное наблюдателю в данном контексте. Причем, чем неожиданнее изменение свойств объекта, тем вернее работает (правда, только один раз, после этого мозг заносит картинку в реестр сравниваемых эталонов и таки видит объект как объект, а не как НЕХ). Годный пример такого камуфляжа представлен в виновом мультике «Despicable Me». Анону предлагается вспомнить, с какого просмотра он ВНЕЗАПНО увидел стыренную в начале мультика пирамиду за замком Виктора.

Stelth.jpg
Каноничный пример

Еще можно представить один объект в виде нескольких маленьких или же превратить объект в призрак, видимый, но бесплотный. Сквозь который на страх врагу проходят объекты материального мира (снаряды и торпеды, например). Потому что на самом деле видимое (а точнее, осознаваемое) расстояние до объекта искажено в несколько раз. Таким нехитрым способом военморы участвовавших в ПМВ и ВМВ сторон успешно наёбывали друг дружку в эпоху, когда основным средством наблюдения и вычисления были оптические приборы с угловой сеткой, секундомер и справочник с высотой клотика наблюдаемого корабля. Измени раскраску корабля на дикую и нестандартную, и определить его истинные размеры, а значит, расстояние до судна и его курсовой угол, можно будет с точностью чуть менее, чем никакой, до тех пор, пока вражина не подойдет в упор (для добивания уцелевших). Таким образом удавалось спрятать если не от фошистского взгляда, то от фошистской торпеды стальных красавцев массой >9000 посреди гладкого моря. Примеры можно полуркать самостоятельно, по тегу «военно-морской камуфляж»[4]. После этого картинка справа от этого абзаца перестает быть только шуткой.

Как только выяснилось, что радарным дальномерам и ИИ самонаводящихся ракет глубоко чихать на психологию, способ несколько утратил актуальность.

IRL, разумеется, никому особо не нужна невидимая в оптическом диапазоне вундервафля. По крайней мере, пока не изобретут идеальный маскировочный комби-дрес для отдельно взятого диверсанта, имеет смысл говорить лишь о возможности скрыть самолет-танк-корабль от средств дальнего обнаружения, причём весьма относительной — полностью спрятать не удастся, но можно максимально затруднить их работу. Задолго до появления «прогрессивных нанотехнологий» придумали выбрасывать из летящего самолета в воздух over 9000 станиолевых ленточек, от чего на экраны вражеских радаров проецировался АдЪ и ИзраильЪ. Сам факт проникновения на чужую территорию как бы и не скрывался, но вот для пилота шансы слетать-выполнить задачу-вернуться на базу таки неиллюзорно повышались. Военные лаборатории многих стран пытались разработать спецпокрытие, поглощающее радарное излучение, но в этом не преуспели (материалы такие есть, но вот летать самолет из такого материала будет… не очень). Упорство, однако, все превозмогает, и в 80-х годах XX века американцы таки подняли в воздух эпичный «летающий утюг»…

Основная статья: F-117

Как выяснилось, на практике технология работает так себе — бравые китайцы успешно выпиливали пендосовские «стелсы» своими чугуниевыми китайскими ракетами. И арабы в Ираке их выпиливали. Православные сербы тоже отличились. Одним словом, невидимость пока что приносила военным больше геморроя, нежели profit'а. Зато весьма довольны разработчики, который год исправно поглощающие одну сотню нефти за другой.

При всем при этом, наука камуфляжа «в условиях реального боя» успешно развивается не одну сотню лет: бойцы одеваются в маскхалаты и цепляют на каску зеленые ветки, корабли красят в цвет моря, танки уезжающие в закат — в цвет заката песка, и всё это работает на один общий принцип: «сделай так, чтобы противник заметил тебя как можно позже и за это время подберись к нему как можно ближе». Есть и второй принцип: «полностью необнаруживаемая боевая единица есть единица бездействующая, а значит бесполезная» (см. выше раздел «как можно увидеть невидимку»). Так и у «стелса» реальная боевая задача — подобраться и успеть шмальнуть по цели точечным ударом, пока его самого не накрыло залпом средств ПВО.

А сферический конь в вакууме вполне может быть и идеально невидимым конём — и столь же полезным в реальном мире. Отака хуйня, малята

[править] Галерея


[править] См. также

[править] Примечания

  1. Изобретатель метода приготовления прозрачных анатомических препаратов.
  2. Эпизод «Son of Coma Guy» (Сезон 3, эпизод 7).
  3. Аналогичная идея использована в короткометражном фильме «По контуру лица».
  4. Впервые до него додумались хитрые британцы чтобы гадить кригсмарине: один генерал заставил перекрасить корабль в зебру, от чего фалломорфировали сначала матросы (ибо в порту пришлось непонятно зачем переводить краску и время на какую-то НЁХ вместо того, чтобы бухать и драть шлюх), а потом дойчен адмирален (от попытки просчитать положение и направление вражеского корабля). Другой же покрасил свою посудину в насыщенный жёлтый цвет, чем доставил немало лулзов гермашкам, заходя вечерком со стороны заката и раскатывая очередной линкор в нули, не будучи даже замеченным.
Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.