Персональные инструменты
Счётчики

Обсуждение участника:Janaja2K

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Приветствую

Приветствую. Для начала если можно узнать, это ведь с тобой мы правили статью про Армению и Азербайджан, да? Или это был другой анон? Таки хочу уточнить, чтоб в будущем не было недоразумения. — Mortemus (обсуждение) 08:14, 9 февраля 2017 (MSK)

Да, я отметился и там и там в разделах "История" - больное место, что ли — Janaja2K (обсуждение) 08:17, 9 февраля 2017 (MSK)
Ясно. А можно нескромный вопрос? Опять же, лишь в целях избежать недоразумения. — Mortemus (обсуждение) 08:25, 9 февраля 2017 (MSK)
Валяй — Janaja2K (обсуждение) 18:15, 9 февраля 2017 (MSK)
Так ты правда армянин, или всё же нет? Просто ты проявляешь куда больше заинтересованности к АА-конфликту, чем все неармяне с неазерами вместе взятые. — Mortemus (обсуждение) 21:35, 9 февраля 2017 (MSK)
Ох уж этот раSSовый вопрос((( Не армянин, не азербайджанец, не негр и даже не еврей. Я сделал 4 правки - и вот на, началось. Просто я немного ознакомлен с историей этого региона и потому хочу устранить всякие мифы, из которых вырастают ебучие раSSовые теории и прочая срань господня.. — Janaja2K (обсуждение) 21:39, 9 февраля 2017 (MSK)
Просто у тебя были определённые высказывания в обсуждениях, в связи с чем я и делал определённые выводы) Правда, тогда ты ещё был аноном так что хз может я тебя и мог с кем-то спутать... — Mortemus (обсуждение) 21:48, 9 февраля 2017 (MSK)
Были и остаются. Называть Армению - Западным Азербайджаном... Это пиздец, камрад. Западный Азербайджан - это остан в Иране, наравне с Восточным Азербайджаном и Ардебилом, так-то! Заявлять, что утверждение "Армения - не Западный Азербайджан" - это, видите ли, "проармянское утверждение"... это ваще ояебу что такое.'Janaja2K (обсуждение) 21:57, 9 февраля 2017 (MSK)
Я-то знаю и про Западный и про Восточный Азербайджан, который является Иранским. Но я-то ведь не лукавил, у нас и правда есть поциенты, что я виноват чтоль теперь) А ты что, до сих пор считаешь, что это мои собственные мысли?)) — Mortemus (обсуждение) 22:03, 9 февраля 2017 (MSK)

[править] С возвращением

Здаров. Я-то уже опасался ты не вернёшься. Завтра вроде как конечный срок, я уж думал придётся самому разбираться со статьёй про Армению. Но с исторической писаниной тебе всё же придётся что-то сделать. Ужать. Иначе сожгут-с... — Mortemus (обсуждение) 08:12, 1 марта 2017 (MSK)

Интересно, а по Азербайджану как историческая часть смотрится?) — Janaja2K (обсуждение) 21:40, 1 марта 2017 (MSK)
Всё же не настолько длинной и затянутой)) — Mortemus (обсуждение) 06:52, 2 марта 2017 (MSK)

Кстати, глянь в СО статьи про Армению. Вышел вердикт. Доработай сам, я возьму на себя Азербайджан. — Mortemus (обсуждение) 14:32, 2 марта 2017 (MSK)

[править] История Армении

Здаров. Я вырезал пока недопиленную тобой историю тебе сюда, допили, а потом уже слей всё разом в саму статью. Если её только не сожгут к тому времени. И настоятельно тебе рекомендую урезать материал раза в 3-4 и удобрить всё это дело юмором и поводом для срачей. — Mortemus (обсуждение) 16:10, 30 марта 2017 (MSK)

 

Говоря об истории Армении, важно определиться, где начинается история собственно Армении а не иных государств и племён, поскольку находятся фанатики, возводящие историю этого государства чёрт-те куда. В лучшем случае историю Армении возводят к Урарту — и это, пожалуй, самый лёгкий случай клинического поцтреотизма. Армянских ымперцев, разумеется, не волнует, что урартский язык схож с армянским примерно так же, как русский со скифским, а государственное устройство Урарту, включая религию, было позаимствовано у семитской Ассирии, а более ранние государства плодородного полумесяца, к наследию которых примазываются армяшки, аналогичны пресловутым древним украм у сторонников незалежности.

Термин, хоть сколь-нибудь похожий на «Армения», всплывает впервые в Бехистунской надписи 520 г. до н.э, где фигурирует некая «Армина» как одним из вассальных государств (сатрапий) державы Ахеменидов. Увы, едва ли эта Армина являлась прямым предком Армении: ни персидские, ни эллинские источники не фиксируют ни какого-то самостоятельного армянского языка, ни особого армянского народа, ни местной самостоятельной династии. Упоминается лишь имя сатрапа — в эллинском произношении Оронт, что идеально соответствует др.-перс. имени Арванд, а также годы его правления — с 401 по 344 г. до н. э. Для фанатиков этого оказывается достаточно, чтобы объявить о существовании целой династии Ерванда (Ервандидов) ни много ни мало с 600 г. до н. э. — что, вообще говоря, переплёвывает не только основателя династии Арванда, но даже основателя персидской династии Ахаменидов, самого Ахамена (Хахаманиша). То, что в государстве Ахаменидов сатрапом шахиншах практически всегда ставил своего кровного родственника (то есть, Арванд был иранцем) говорят только историки, но никак не фанатики. То, что имена богов и духов местного пантеона того времени подозрительно похожи на иранские, тоже мало кого заботит. Неизвестно ни на каком языке говорило население Армина в то время, ни письменностью какого свойства оно обладало, однако ничто из перечисленного не мешает фанатикам не только называть Армину прямым предшественником Армении, но и перекидывать через неё мост к всяким Урарту.

С вторжением Александра Македонского в 331 г. до н. э. держава Ахаменидов пала; часть вассальных ей государств (сатрапий) оказалась захвачена македонцами, часть — оказалась независима. Последняя участь постигла и бывшую сатрапию Армин, где у власти остались потомки Арванда. Что показательно, самоназванием этого государства стало… Айрарта, прозрачно членящееся на древнеиранский корень «айра(р)» (люди) и «та» (суффикс места); таким образом, Айрарта — это «земля людей», «наша земля». В европейских источниках Айрарта фигурирует чаще как Айрартское царство, что в принципе неверно, так что буем придерживаться автохтонного варианта. Со смерти Македонского и раскола его Империи на государства диадохов началось отпадение отдалённых территорий.

Интересно, что независимость Айрарты первым пытался провозгласить правитель по имени… Ксеркс, в грядущем получивший от благодарных потомков титул «Армянский». Для полноты лулза стоит помнить ещё, что отец этого самого Ксеркса Армянского носил имя Аршама (в точности, как дед Дария I Великого), сын этого Ксеркса Армянского звался Арванд (ровно как и основатель династии), а заговор против Арванда Ксерксовича возглавил выходец из армии Антиоха III Великого по имени Артаксеркс (арм. Арташес), называвший себя потомком того же самого Арванда I. Нуфф сказал. От складывающейся на манер карточного домика Империи отпали Айрартское и Анийское царства; греческие же историки, не особо заморачиваясь, использовали для их обозначения название сатрапии времён Ахаменидов, то есть «Армина». Так Айрарта, не меняя своей сути, оказалось в европейских источниках Ἀρμενία Μεγάλη (Большая Армения), а Анийское царство — Αρμενία Μικρα (Малая Армения). Цимес состоит в том, что все эти царства сохраняли абсолютно персидскую (а через неё восходящую ещё к ассирийской) систему государственного управления: правителями в малых царствах являлись кровные родственники правителя крупного царства.

При Тигране II Айрата достигла могущества через союз с Понтийским царством и мирным договором с Римом и поучаствовала в добивании осколков селевкидской империи. Стоит помнить, однако, что это даже в это время а Айрарте доминировал маздакизм, религия совершенно иранского корня и толка. Имена правителей и полководцев Айрарты всё ещё оставались сугубо иранского происхождения (сын Тиграна II звалася Артавазд, а внук — Арташес, то есть Артаксеркс). В это, в принципе, нет ничего необычного — все Арвандиды состояли в браках с парфянскими правителями династии Аршакидов. Все они регулярно призывали парфян на помощь в случае обострения конфликтов на западе, что с Селевкидами, что с Римом. Наконец, по пресечении династии Арвандидов на рубеже н. э. аристократия Айрарты не стала выдвигать своего представителя и строить самостийную Армению со своим двором и сановниками, но позволила (после некоторого бодания с Римом) парфянам возвести на престол своего ставленника, Тиридата, единоутробного брата парфянского царя Вологеза. Так на престол Айрарты взошла вторая династия — уже не персидская, а парфянская; будучи младшей ветвью Аршакидов, она называется Аршакуни.

Айрарта при Аршакуни оказалась плотно зажата между Римской и Парфянской Империями и оттого постоянно становилась объектом их притязаний. В период I—III в. н. э. страной правили то римские, то парфянкие ставленники, вынужденные постоянно лавировать между превосходящими их по силе соседями. Впрочем, к иранским корням у правителей Армении тяга была сильнее — кровное родство имелось не только между правящими династиями обеих стран, но и между разными аристократическими родами. Несколько поколений население Айрарты ещё сохраняло тесные связи со своими иранскими корнями. Имена правителей и полководцев (Хосров, Трдат, Аршак) абсолютно идентичным парфянским (Хосрой, Тиридат, Аршак) и персидским (Хосров, Тиридат, Аршак) именам; доминирующей религией страны оставался маздаизм, родственный зороастризму. Титулование правителей сохраняло свои иранские корни — ишхан; иранское происхождение сохраняли названия административных единиц в государстве — ашхар и гавар, а так же титулования местных правителей — нахарар.

После того, как в 252 г. н. э. агенты Шапура вырезали всю семью Хосрова II Великого, его сын Трдат III Великий обратился за помощью к Риму — и Диоклетиан охотно выделил ему в помощь войска. Цимест состоял в том, что Рим смотрел на Айрарту как бы через греческие источники, называя её Большой Арменией — с тонким намёком на то, что Анийское царство, называемое греками Малой Арменией, уже 300 лет как вошло в Римскую Империю. Начатая в 287 г. н. э. война шла 11 лет подряд, однако по итогам Нисибисского мира Айрарта была таки признана независимым государством и Эраншахром, и Римом — с привлечением её в сферу влияния последнего. Так в латинских источниках Айрарта продолжила называться Armenia Magna на совершенно эллинский манер по вполне понятным причниам — Рим был не прочь не просто вовлечь её в свою сферу влияния, а присоединить совсем. Укуренным фанатикам этого, однако, достаточно, чтобы трубить о существовании не просто Большой Армении, но аж Великой Армении, отвоевавшей независимость от Эраншахра и Римской империи сразу — в клинических случаях эта «Великая Армения» возводится ко временам «Великой Армении» Арвандидов.

Представляется, что именно ради подчёркивания независимости от двух крупнейших Империй того времени в Айрарте при Трдате III и было принято христианство — религия, гонимая на тот момент как в Римском, так и в Селевкидском государствах. С той же целью, стоит полагать, в ранг государственного языка был возведён арамейский. Несмотря на это, обе Империи не оставляли попыток включить Айрарту в свои сферы влияния: в 360 г. н. э. Сасаниды возобновили наступление на Айрарту. Десятилетием позже царь Пап отправился в Ктесифон просить мира, но был схвачен и заточён, после чего в Айрарту вступили уже римские войска. При поддержке римлян местная аристократия устранила ставленника иранцев в 374 г. н. э., однако единство внутри неё было подорвано. К 387 г. н. э. Айрарта была размелена между Римом и Эраншахром: меньшая, западная, часть стала римской, большая же — иранской. Именно после этого раздела, в 405—406 г. н. э., Месропом Маштоцем был предпринят ряд попыток создать свой, самостийный армянский алфавит, сначала на базе Даниловых письмён, потом — искусственным путём. Это подразумевает, что к 400 г. н. э. в Айрарте сложилось два факора: население говорило на некоем своём языке и считало себя единым на этой базе. С созданием армянского алфавита начался и процесс перевода Библии на армянский язык, завершившийся в 432—435 г. н. э. Здесь показательно несколько вещей: с одной стороны, все затраты на распространение грамотности и христианства взяла Византия; с другой — факт того, что в то время как в римской части царская власть представителей рода Аршакуни была упразднена в 391 г. н. э., в зоне влияния Эраншахра их власть сохранялась до 428 г. н. э., то есть почти век.

С пресечением рода Аршакуни иранцы запретили было армянам исповедовать христианство и попытались даже вернуть их в зороастризм, однако встретили вооружённое сопротивление. Среди прочего стоит отметить клановый фактор: в Армении священнослужители избирались из своих родов, в то время как в Иране жрецы огня избирались только из рода Мобед Задэ. Развернувшаяся гражданская война оказалась затяжной — её завершение пришлось на 438 г. н. э., земли Армении были разорены, а сил у Эраншахра для насаждения своей политики не хватало. Так, в ходе освободительной войны с ярким религиозным оттенком, и появилось Армянское государство.

Средние века — формирование самостоятельной нации, народа

В новую эпоху Армения вступила в уже избитом статусе — статусе полузависимого государства, правителя которого фактически ставили то римляне, то иранцы. Аристократия в стране была представлена мешаниной самых различных родов — здесь были и авестийские, и парфянские, и арийские, и парнские, и скифские. На фоне этого внутри Армении вспыхивали восстания против обеих внешних администраций. Имела эта медаль и обратную сторону — началось формирование того, что в грядущем станет армянским народом, армянской нацией. Процесс этот был долгим, заняв несколько веков, однако постепенно, шаг за шагом, появлялось всё больше признаков самостоятельности Армении. Но началось всё, разумеется, с вооружённых восстаний на местах и борьбы за независимость.

Многовластие

Первое крупное вооружённое восстание против Сасанидов поднял Вардан, правитель области Васпуркан, выходец из рода Мамиконянов, занимавший в администрации Сасанидов с 432 г. н. э. должность регионального полководца (спарапет). Начавшись в 449 г. н. э. как попытка противостоять насаждению зороастризма, действия Вардана привели к гибели делегации иранских магов (мобедов, то есть жрецов огня) и в 451 г. н. э. вызвали силовой ответ со стороны Сасанидов. Иранская армия под руководством Мушкана Нисалавурта превосходила восставших числом; часть восставших перебежала на сторону правительственных войск, что и предопределило исход битвы. Так 26 мая 451 г. н. э. под Аварайтой восстание Вардана было утоплено в крови, а все зачинщики и поддерживавшие их лица — казнены. Однако шахиншах Йездигерд II был неприятно удивлён масштабом восстания — настолько, что отказался от попыток насадить зороастризм в Армении и отдал регион на самоуправление местной знати. Прежде провинциальный род Мамиконянов, к слову сказать, за подвиг Вардана был причислен к числу благородных.

Стремясь обособиться от внешних (прежде всего, иранских) связей, благородные роды начали переписывать свою генеалогию — стало модным считать предком не Айка Наапета, а какого-либо библейского персонажа, ну или хотя бы еврея как представителя избранного народа. Где-то в промежутке 580—650 г. н. э. были составлены специальные списки великих родов Айрарты, где описывались их военные и экономические потенциалы. Поскольку же роды эти происходили из разных корней, в прежние времена объединяемые сильной центральной властью, в стране началась форменная раздробленность. Как и в любой другой стране в период феодальной раздробленности, в Айрарте началось активное развитие геральдики и военного дела. Каждый местечковый правитель хотел самостоятельности и обособленности — однако на общем, государственно уровне это принесло неожиданные плоды.

В 506 г. н. э. Армянская церковь приняла миафизитскую догматику — и это определило судьбу страны и народа на долгие века вперёд. В 584 г. н. э. в Армении был принят свой календарь — отличающийся и от иранских (и зороастрийского, и христианского), и от римских (всех христианских). На основании новосозданного алфавита была построена и новая система счисления — по образу римской, где буква выступала как обозначение цифры. Ряд местных восстаний повлёк превентивные удары обеих империй, так что в 591 г. н. э. состоялся Второй раздел Армении между Римом и Ираном. Последняя Римско-Персидская война буквально разорила Армению — так, в 629 г. н. э. её захватили войска Рима — однако за ней последовало арабское завоевание 645 г. н. э., завершившшеся в 700-х г. н. э. созданием эмирата аль-Арминийи.

По сравнению с иными провинциями Халифата, аль-Арминийя жила несколько свободнее — поскольку являлась северным фронтиром государства, защищавшим его от набегов хазар. Имея налоговые и религиозные послабления как стратегически важного района, благородные роды аль-Арминийи успешно использовали их для собирания сил и подготовки к восстановлению независимости. С началом революции Аббасидов в 744—750 г. н. э., известной как Третья Фитна, азаты аль-Арминийи смогли действовать куда свободнее — в провинции начались восстания. Возглавляли их, разумеется, представители наиболее независимых родов — но халифам дело представляли так, что они-де и являются основной опорой ислама в мятежном регионе. Уже в 806 г. н. э. эмиром аль-Арминийи был назначен не араб, а представитель азатов рода Багратуни — сын Смбата VII по имени Ашот, вошедший в историю под прозвищем Мсакер, то есть «мясник». А уже его сын, Багарат, добился титулования батрик ал-батрика, что в арабском идеально соответствует князь князей или старинному шахиншах. Карательные экспедиции мусульман неизменно оборачивались провалом — партизанщина-с! Род Багратидов достиг такого веса, что в 862 г .н. э. смог фактически подчинить себе большую часть эмирата, так что вопрос восстановлеия независимости был уже практически решён.

Багратиды

Сражавшиеся за освобождение Айрарты, азаты рода Багратидов были людьми характерными — а в них проявлялся и характер времени. Подчёркивая самодостаточность, они прекратили выводить свой род от Айка Наапета и назвали своим рпедком еврейского принца Шамбота (Смбата). Вместе с тем, отвоевав независимость от Халифата в 862 г. н. э., Ашот I принял старинный титул ишханц ишхан, то есть князь князей или архонт архонтов в греческом варианте. И, в довершение картины, Ашот I переименовал сво государство на эллинский манер — Ἀρμενία Μεγάλη — однако с новым значением: Великая Армения. Впрочем, ряд источников называют государство Багратидов по столице Ани — Анийское царство, что напрочь рвёт все шаблоны по причине огромного количества совпадений названий государств на территории Армении.

Ашоту I среди прочего сказочно повезло — и в Ромейской Империи (Византии), и в Аббасидском Халифате события складывались так, что контроль над Арменией был скорее обременением, чем приобретением. Фактически он подтвердил существовавшее с 860-х независимость Армении от Халифата и Империи — ровно так же, как в XV веке подтвердило независимость России Стояние на Угре. В Византии на престол взошла w:Македонская династия — не просто армянского происхождения, но состоящая в родстве с пресёкшейся династией Аршакунидов.

В тоже время азаты древних родов сопротивлялись централизации власти в руках одного рода — так, в 908 г. н. э. о независимости от государства Багратидов объявили Арцруниды, являющиеся дальними потомками Арвандидов, при арабах сами претендовавшие на верховную власть. Стремление армянских азатов к самостийности не прекращалось: в 963 г. н. э. сын Абаса I Мушег объявил о независимости своего региона от родительского домена, в 978 г. н. э. его примеру последовал сын Ашота III Гурген, а в 987 г. н. э. от Армении отложились и азаты рода Сюни (связанные, между прочим, с Семью великими домами Парфии). И, точно в соответствии со старинной традицией, сохранялась политика вассалитета на государственном уровне: Армении, где правили Багратиды, подчинялось указанные четыре государства, где правили младшие ветви того же рода. Можно со всей уверенностью сказать, что в X—XI в. н. э. процесс формирования самостоятельной армянской нации шёл полным ходом, и был равно далёк как от начала, так и от завершения.

Параллельно дроблению государства шло и обособление центральной власти: сын Ашота I, Смбат I (названный по имени мифического основателя династии, Смбата-Шамбота), перестал во внутренних делах именоваться ишхан на древний манер; новым титулом при нём стал «таговор» (венценосец, от «таг» — корона, венец); однако и для Византии, и для Халифата правитель Армении остался шахиншахом. Отложившиеся же от его государства правители Вацпурканы, Арцруниды, вступали в коллаборации с мусульманами, так что разразилась полноценная гражданская война, завершившаяся лишь к середине 950-х г. н. э., во время правления Ашота II. И, что вновь показательно для правления Багратидов как переходного времени — титул Ашота II, Абаса I и Ашота III и в Византии, и в Халифате фиксировался как шахиншах.

Несмотря на богатую войнами историю, Армения обзавелась постоянной армией лишь в последние десятилетия X в. н. э. — до Ашота III регулярной армии в стране не существовало вовсе. Как и в остальных государствах иранского корня, во время войны собиралось ополчение, в котором конницу формировали азаты, а пехоту — аназаты. Это обстоятельство, однако, не спасло государства Багратидов — уже в 1045 г. н. э. войска Византии заняли столицу государства, Ани, и независимость АРмении в очередной раз была ликвидирована.

Рубениды

Наступление Византии на армянские государства не прекратилось в 1045 г. — тогда пала лишь Армения Багратидов. Со временем под власть Империи перешли и остальные армянские государства, ранее провозглашавшие независимость от Армении: в 1065 г. — Каррское царство, в 1118 г. — Ташир-Дзорагетское, а в 1170 — и Сюникоское. В том, как быстро пали княжества, ничего удивительного нет: в саму Армению начало вторжение w:государство сельджуков, отбившее регион у Византии уже в 1060-х, так что центральная власть среди армянских государей исчезла как класс. Наконец, в 1071 г. состоялась w:битва при Манцикерте, после которой сельджукский полководец Данишмек запилил в Малой Азии свой собственный Данишмекский султанат. В течении нескольких лет начались восстания и на западной оконечности полуострова — и оказались успешными настолько, что в 1077 г. в землях от Никеи до Анкары был создан Румский султанат. На фоне происходящей исламизации региона хоть какую-то независимость сохранило лишь маленькое Киликийское княжество, где к власти в 1080 г. пришли потомки Рубена, вассала византийского полководца армянского происхождения Филарета Варажнуни. Земли исторической Армении при этом оказались под властью сельджукской династии Артукидов. На правление Рубенидов пришлось интереснейшее время — крестовых походов, джихада и просто тотального пиздеца на Ближнем востоке.

Именно в правление Рубенидов начались Крестовые походы — а Киликия располагалась аккурат на границе с исламскими государствами. За год до окончания 1-го Крестового похода, то есть в 1097 г. н. э., от Великого Сельджука под шумок войны отложилось w:государство Хорезмшахов, что было только на руку христианским военам. Рубениды предпочли вступить в союз с крестоносцами и не прогадали — по итогам 1-го Крестового в пограничных с Киликией землях были созданы w:Государства крестоносцев, защищавшие южную и восточную границы государства Рубенидов. Однако же с образованием государств крестоносцев, повлёкшим тотальную войну всех против всех в Леванте, распад Великого Сельджука лишь ускорился и пиздец только стал крепчать — ведь к власти в пограничных регионах приходили, как правило, на всю голову отмороженные радикалы. Распад Сельджука шёл стремительно, так что одному и тому же Рубениду зачастую приходилось договариваться с несколькими новыми государствами подряд.

Уже в 1104 г. н. э. от Сельджука отложился Дамасский Эмират, где к власти пришли w:Буриды — и хорошо, что он граничил с государствами крестоносцев, а не с Киликией. Несколько лет спустя мятеж поднял атабек Мосула по имени Занги, основавший в Сирии и Ираке в 1127 г. н. э. собственную династию w:Зангидов. К 1136 г. н. э. от Сельджука отложился Азербайджан, где к власти пришли w:Ильдегизиды, а к 1148 г. н. э. отпали и восточные окраины, где оформился w:Гуридский Султанат. Наконец, в 1169 г. н. э. винрарный курд Салах ад-Дин выпилил Фатимидский Халифат в Египте и основал там свой w:Султанат Айюбидов.

Так, к началу III крестового похода, армянская Киликия была окружена султанатами, что дурак фантиками, сама при этом являясь одним из немногих христианских государств в регионе. Нет ничего удивительного в том, что Левон II начал активно перенимать западноевропейские образцы правления взамен древних иранско-арийских: при армянском дворе появляются титулы сенешаля, капелана и камерария; созываются советы баронов, графов, капитанов и рыцарей. Судебный процесс был организован на манер европейского, торговля стала вестись по европейским же образцам… Словом, за какой-то век (с 1045 по 1150) из последнего осколка иранско-арийского наследия Армения превратилась в почти европейскую монархию, на гербе которой красовался лев с крестом.

Самый же сок пришёлся на последовавшие за этим события — когда на трон вошла Забел (Изабелла), первая в истории страны женщина-правитель. Окружённая мусульманскими султанатами, где женщине можно было только рожать детей для нового джихада, Киликия существовала под властью Забеллы без малого пол-века. Не последнюю роль здесь сыграло и то, что первый раз Забел вышла замуж за Боэмунда IV, правителя Антиохийского княжества. Со смертью Забел власть в Киликии отошла ко второму её мужу — Хетуму, от которого и начинают отсчитывать новую династию Хетумидов/

==== Хетумиды ====


Да я ахуею переписывать это всё((((
Ну, я ведь со своей стороны с этим ведь как-то справился, верно? Просто оставь самое главное, и без этих глупостей в стиле "великая армения в 7 тысяч лет". Правда думаю ты такого не ляпнешь, но мало ли... — Mortemus (обсуждение) 21:35, 30 марта 2017 (MSK)