Персональные инструменты
Счётчики

Портал:Ниасилили/Майк Науменко

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 11.02.2021 не наступит решительного улучшения, статья подлежит переносу в личное пространство основного автора или любого желающего (а если в ней нет вообще никакого ценного контента, то и безоговорочному уничтожению).
Резолюция: Вытащено из фильтраДата последней правки страницы: 01.09.2020
«

Нам всем нужен кто-то, кого бы мы могли любить, И если хочешь, ты можешь полюбить меня!

»
— Сабж
Ленинградская рок-интеллигенция. Майк посередине

Михаил Васильевич Науменко (бурж. Майк, eng. Mike Naumenko, 1955—1991) — советский переводчик вражеских песенок (с последующим калькированием), говорец ртом и игрец гитарой, расовый гой, питерский интеллигент, алкоголик и некогда годный артист. Негласный символ совкового рока и немного блюза. Автор песен, ставших объектами для каверов еще при жизни.

Содержание

[править] Кто такой

Поскольку Майк был близким другом БГ и одним из первых гитаристов «Аквариума», он точно также, подобно гуру, заимствовал тексты и мелодии западных рок-н-ролльщиков. Только, в отличие от Боба, который брал всего и понемногу из разных источников, Майк сдирал первоисточники полностью: самым известным был «перевод» песни Марка Болана «I Love To Boogie» (в интерпретации Майка — «Буги-вуги каждый день»). А иногда творчески переосмыслял: «Уездный город N» толсто намекает на «Desolation Road» Боба Дилана.

Сие немудрено, ибо по основной профессии сабж был надмозгом и до того, как сочинять свои песенки (на основе других услышанных, разумеется), занимался литературными переводами с английского («Иллюзии» Ричарда Баха, например), а в свободное время переводил тексты Лу Рида, Леонарда Коэна, Марка Болана и Боба Дилана. Особое пристрастие у него было к глэм-року и прото-панку, хотя любил и блюз с регги, иногда фолк и психоделику. Погоняло «Майк» Мишаня взял себе в студенческие годы, когда только учился на надмозга.

Стал популярен в начале 80-х, сколотив свою группу «Зоопарк», где под бодрый рок-н-ролл распевал песни на бытовую тематику: про секс, наркотики и rock'n'roll портвейн, блядей и blues de moscou. С учётом того, что в те времена ещё не было гласности и тяги к политизированности и протесту, народ воспринимал такие простецкие хиты на ура. Хотя с приходом перестройки Майк тоже бунтарствовать не стал, а продолжил дальше играть свои бытовые рок-н-роллы вплоть до самой смерти.

Принял дзен-буддизм в августе 1991 года, ударившись головой о пол. Причины такого столкновения до конца неизвестны и иногда обсуждаются[1], зато успел стать дохлым героем на волне смерти Цоя, Башлачёва, Талькова и много кого ещё. Да и доставлял он уже тогда мало кому.

[править] Майк и блюз

Одному лишь ZOG'у известно, почему именно Майк Науменко так рьяно ассоциируется с блюзом в Рашке.

Если вкратце, то блюза в творчестве Майка всего процентов 30-40 от силы. Всё остальное представляло собой голимый рок-н-ролл/ритм-энд-блюз и его вариации. Более знающие утверждают, что эти самые 30-40% — ни разу не блюз, а блюз-рок.

Люди, не заставшие те времена, утверждают, что Майк просто был первым известным советским исполнителем в этом жанре. Люди же, заставшие те времена (не говоря о старых музыкантах), скажут же, что ещё с семидесятых процветали местечковые концертные коллективы, игравшие джаз и блюз («Удачное приобретение», «Лига блюза» — и это лишь самые известные имена). Жариков же утверждал, что были целые базы для музыкантов, игравших подобную музыку, где сидели старые лабухи-джазисты или блюзмены, в результате чего если кто-то хотел играть свою музыку, он просто обязан был уметь в блюз и джаз.

Слово «блюз» закрепилось за Майком благодаря ему самому. Он столько раз использовал это слово в названиях песен (да и в самих песнях), что стал невозбранно ассоциироваться с блюзом, а быдло и согласилось с этим спокойно. А сравнивать сабжа с Би Би Кингом или хотя бы Джимми Пейджем, естественно, никто не осмелится.

[править] Майк и Цой

Давно известный факт, что Майк поспособствовал юному Цою в продвижении и становлении на первых порах. Именно он придумал его группе название «Гарин и Гиперболоиды» (правда, потом они сами переименовались в «Кино»), свёл Цоя с БГ и Тропилло с целью записать его первый альбом, да и в рок-клуб в Ленинграде протолкнул. Просто потом Цой стал немного популярнее Майка.

В последнее время многие обратили внимание на занимательные воспоминания вдовы Майка о Цое (почитать их можно здесь). Воспоминания Натальи Науменко оказались столь трогательными, сколько и эпичными: история её поцелуев с Цоем за спиной у мужа просто обречена была стать идеей для какого-нибудь романтичного фанфика… И таки стала![2]

[править] Майк и гопники

b
Зоопарк — «Гопники»

Есть странное, но очень распространённое предположение, что слово «гопник» в обществе было популяризировано благодаря песне Майка «Гопники».

Что такое «гопники»? В Ленинграде после революции, в 1920-х годах, на Лиговке, недалеко от Московского вокзала (кстати, совсем рядом с тем местом, где всю жизнь прожил Майк), находилось заведение, которое официально называлось «Государственное общежитие пролетариата». Сокращенно: ГОП. В нём селили самое отребье, мимо которого трудно было пройти, потому что это была вечная зона драки, всяких разборок. Нормальные люди старались обходить это место. А людей, проживавших в общежитии, так и называли «гопники». Незадолго до создания этой песни (мы уже в то время записывали «Уездный город N») Михаил Науменко шёл со своей бас-гитарой. Опять же, не знаю, почему он её нес, — просто с бас-гитарой откуда-то возвращался, и к нему пристали гопники. Отняли гитару, слегка побили. Майк был очень недоволен и написал песню «Гопники», в которой была строчка: «Они мешают мне жить».

Андрей Тропилло

Сама песня особенно забавна описанием этих самых «гопников»:

«

Кто это идет, сметая все на своем пути, кто одет в цветную рубашку и красные носки? У кого на плече висит сумка с надписью "Эй-Си/Ди-Си", У кого на ногах из черной резины грязные сапоги?

»
— Начало песни

С точки зрения Майка, тогдашние гопники походили внешне, скорее, на говнарей. И про легион™ автор не забыл!

«

Их называют и хамами. Но имя им - гопнички. Имя им - легион, потому что они гопники!

»
— Конец песни. Легион в восторге

[править] Майк и Гуру

b
Майк — «Песня Гуру»

Здрасьте! Я родом из Бобруйска. Я — гуру, по-вашему это будет «учитель», Я щас вам расскажу о смысле жизни. Я, в натуре, профессионал, а не любитель!

Начало песни

«Песня Гуру» — один из ранних хитов Майка в начале его сольной карьеры. Лулзовая песня об экспертах и специалистах. Вероятно, послужила причиной употребления слова «гуру» в саркастическом значении.

Песня стала заглавной в сольнике Майка «LV», который представляет собой один большой стёб над тогдашним совковым роком. Конкретно эта песня «посвящалась» Юрию Морозову. Хотя нынче многие считают, что песня могла подойти и БГ. Сам БГ же принимал участие в записи альбома и объектом явного стёба быть не мог, но кого это волнует? Тем более что о Морозове мало кто помнит и знает.

[править] Майк и Битлз

«

И Будда этот тоже был из наших. Он выпустил приказ — всем всех любить, Носить цветы, усы, бороду и хаер подлиннее, А на войну ни в коем разе не ходить.

»
— Из «Песни Гуру»

В начале творческого пути прослыл как ярый битломан. Неудивительно, среди русрокеров их тогда было как грязи.

Также Майк определённо знал о британском меме про «Смерть Маккартни», сказав в одном из интервью, что очень любит Джонна Леннона, и что «ему жаль, что убили его, а не Пола Маккартни».

[править] Майк и ДК

«

У них с Майком был совместный концерт (в Зеленограде) в 1983 году. Окончился тем, что все прыгали из окон 1 этажа.

»
Очевидец

Концерт Майка с ДК действительно имел место быть. Именно в Зеленограде и именно в 1983 году. С одной поправкой: группа «ДК» тогда называлась группой «Зоопарк», этакая «мимикрия» под группу Майка. Было сделано это из тех соображений, чтобы показать, мол «группа Зоопарк жива»! Настоящие музыканты «Зоопарка» же в то время либо сидели, либо давали расписку гебне об отказе от сотрудничества с Майком.

Об этом своевременно поведал и сам Жариков (в интервью радиопередачи «Содержание» (Русский рок в лицах) Липницкому). Также сей толстый тролль совкового рока поведал о том, что Зоопарк, дескать, была любимой группой басиста ДК. Правда, поиграв с Майком в Зеленограде его же песни, сильно разочаровался, осознав, что играть-то там, собсна, нечего.

[править] Майк и панки

Иногда «жанровые рамки» Зоопарка становятся темой для холивара: например, играл ли Майк Науменко панк-рок?

Таки да, играл, но совсем немного. К классическому тру-панку можно отнести лишь несколько песен — «Пригородный Блюз», «Она была», «Видеожизнь», «Я не верю в прогресс» и «Песня для Свина» (текст последней песни можно прочесть в другой статье).

Ещё с 1980-го года у Майка были свои запутанные «отношения» с панк-роком. Первое упоминание им слова «панк-рок» было в песне «Blues De Moscow» (первая версия). Впоследствии Майк менял строчку, исполняя не «звёзд панк-рока», а «рок-звёзд». Если верить совковым рок-журналистам, Майк в тот момент «разочаровался» в местной панк-сцене. Но слава «панк-группы Зоопарк» гремела уже тогда. Сам Майк всячески открещивался, оправдываясь, дескать, «слишком мягкий у него для панка характер». Но Stranglers и Stooges, например, он слушал.

Маслом в огне также была давняя дружба Майка с небезызвестным Свиньёй. Для него писалась «Песня для Свина» (она же «Бу-Бу» и «Я не знаю зачем»), и Свинья её даже перепел (правда, изменил мелодию и назвал её «Надристать»). Известно, что Майк написал несколько песен для «Автоматических удовлетворителей», включая доставляющую «Водка — полезный напиток». Если верить фильму «Лето», Свинья познакомил Майка с Цоем. Ну и вдовесок можно отметить, что в конце «песни для Свиньи» Майк выкрикивает невозбранное «Хой», присоединившись тем самым к сочувствующим БГ и прочим сочувствующим летовым.

Другой случай интереснее: в кругу панков также известен некто Юрий Клинских. До того, как стать популярным со своим СГ, он присылал свои демо Кинчеву… и просил Кинчева, чтобы тот дал послушать эти песни Майку! Майк действительно слушал «Сектор Газа», но ни ответа, ни рецензии на юркины песни не дал. Такие дела.

[править] Майк и ЕРЖ

В связи с дружбой с вышеозначенными Свиньей и Гребенщиковым, а также интеллигентной внешности и ассоциации названия группы (почему-то) с «Ноевым ковчегом», Майку приписывали иудейское происхождение. Его самого это вымораживало, однако он отшучивался по этому поводу как только мог.

Созерцание этой идиллистической картины в сочетании с беспредметным разговором вывело Майка из себя: - Да еврей я, еврей! И коллектив наш «Зоопарк» весь еврейский! Я – не Науменко, а Наумович, украинский еврей; барабанщик - не Кирилов, а литовский еврей Крильман; гитарист - не Храбунов, а российский еврей Храбуновер. Басист - грузинский еврей Куликадзе, а вовсе не Куликов. Про Грача и не говорю. На сиониста сошла божья благодать. Мгновенно прекратив допрос, он куда-то исчез, а через пять минут под каким-то предлогом вызвав из комнаты весь «народный еврейский коллектив», стал на радостях поить его сепаратно в ванной заначенным коньяком.

Ну и укры его тоже своим считают...

[править] Майк в кино

Фильм «Лето», повествующий о Науменко и молодом Цое, вышел в 2018 году и сразу же стал хорошей темой для бурления. Некто Кирилл Серебренников отправил сценарий фильма Андрею Тропилло, вдове Майка Науменко, Гребенщикову, Алексею Рыбину и отцу Вити Цоя, и все они (кроме вдовы Майка!) полили сценарий говном, а кто-то из них до сих пор проклинает создателей фильма. Мякотка была и в том, что Серебренников на момент создания и доделывания фильма сидел под домашним арестом. Злопамятный Тропилло говорил на это: «Товарищ Серебренников, если ты выпустишь этот фильм в прокат, то сидеть тебе ещё долго!»

Обо всех неточностях фильма и различиях с реальной историей можно почитать на Педивикии и Кинопоиске, но необязательно. Наиболее адекватно о фильме отозвался Троицкий, сказав, что фильм нужно воспринимать как мюзикл в духе «Ла-Ла-Лэнда», а не как фильм-биографию. Как ни странно, он прав.

На фоне неуёмной фагготрии к Цою у многих говнарей и ватников практически никто не обратил внимание на лулз с персонажем Майка Науменко. Его играл чуть менее, чем наполовину загримированный Рома Билык. Кащениты в восторге от того, что лидера группы «Зоопарк» играл лидер группы «Звери».

Играл Билык, в принципе похоже, особенно когда не поёт (хотя в паре моментов и в тембр Майка попадал). Неплохо для актерского дебюта в кино (до этого Билык не снимался нигде). Особенно форсился фрагмент фильма, где Зверь играет песню «Лето» (в честь которой и назван фильм). Даже на Первом канале показали.

[править] Примечательные песни

[править] Примечания

  1. Особенно известная версия барабанщика «Зоопарка» о том, что Майка таки убили, и вполне обоснованно
  2. см. раздел Майк в кино