Персональные инструменты
Счётчики

Портал:Ниасилили/Массовая культура

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 25.02.2021 не наступит решительного улучшения, статья подлежит переносу в личное пространство основного автора или любого желающего (а если в ней нет вообще никакого ценного контента, то и безоговорочному уничтожению).Дата последней правки страницы: 22.01.2021
«

Если масскульт — а все, что рецензируется в СМИ, и есть масскульт — вызывает у тебя «сопереживание», это значит, что твоими мозгами играют в футбол те самые черти, которые несколько секунд назад впаривали тебе айфак-десять или положительный образ Ебанка.

»
— Пелевин, IPhuck 10

Массовая культура (также эгалитарная культура) — то, чем засирают мозг сортам быдла, начиная от обыкновенных жлобов и обычного офисного планктона, чтобы оно чувствовало себя причастным к Культуре™. ИЧСХ в отношениях с масскультом часто пасует даже современное продвинутое искусствоведение, упираясь в таинственную и плохо рационализируемую формулу «секрет успеха». По идее на помощь искусствоведению в этих щепетильных вопросах должны приходить социология и психология, но и тут полного понимания предмета не происходит. Произведение масскульта, адекватное своему назначению, воздействует фронтально и заставляет человека подчиняться своему эстетическому натиску не раздумывая, будь то экранный хит или эстрадный шлягер. Оно не столько привлекает, сколько увлекает, что как раз и создаёт соблазн манипуляции аудиторией. Что-то в самих людях, даже если закрыться в башне из слоновой кости, властно требует приобщения к массовой культуре. Можно конечно все вписать на злого дядю, который распространяет масскульт, чтобы сделать всем плохо, например на Дядю Сэма, как это делали советские идеологи, но вот только этот тупиковый путь осмысления массовой культуры, только как наркотика, пройден уже не раз. Важнее понять, почему люди так отзывчивы на масскульт в его базовых элементах. Вот здесь и кроется основная загадка того, почему какой-нибудь хит «Ласкового мая» способен затронуть те струны человеческого подсознания, на которые гораздо более сложная или элитарная музыка абсолютно не действует, почему Минаев или Багиров читаются легко и непринуждённо даже блондинками и ТП, а например Григория Климова или того же Лимонова ещё надо суметь осилить, почему «Антарктическая история» собирала полные залы, а «Додескаден» провалился в прокате и едва не привёл к самоубийству режиссера.

Содержание

[править] Основы, или при чём тут ZOG?

«

Реки текут и звёзды блестят, Люди идут вперёд-назад, Время диктует другие законы, Люди расходятся в разные стороны. С белыми глазами, В пиджаках или цветных кроссовках, Уверенные в существовании настолько, Что строят планы не только на завтра, Нет, дальше, гораздо дальше...

»
— ПТВП, «Евростандарт»

95% населения этой страны, говоря о массовой культуре, абсолютно не склонны искать причину в себе. Готовые варианты ответов на эту тему уже давным-давно заготовлены советской пропагандой, поэтому начиная с конца девяностых разговоры о роли ZOG в распространении масскульта и Плане Даллеса снова стали мэйнстримом. Серьезно разбираться в проблеме никто не пытался, так как при тщательном и скрупулёзном разборе существовал нехилый риск — выйти на самих себя, то есть на тот же самый советский масскульт, который на самом деле не то что бы очень отличался от глобального и по смыслу и по методам внедрения в массы. Достаточно сказать, что пережитки советской массовой культуры та же Прибалтика или Брайтон Бич не способны переварить до сих пор, хотя прошло уже 30 лет. Все там прекрасно помнят или знают от родителей или старших товарищей и Хрюшу со Степашкой, и Штирлица с Крокодилом Геной и «Иронию судьбы» и многие другие неотъемлемые составляющие советского масскульта.

Все это естественно не отметает роль глобальных корпораций в распространении массовой культуры, но и искать корни ZOG или масонский заговор во взломе национального культурного кода путем запоминания ребёнком названий сортов бургеров, это слишком упрощенный взгляд на вещи. Все намного сложнее. В умелых руках массовая культура действительно превращается в хороший годный инструмент манипуляции обществом. Да вот только неумелое или неуместное использование этого инструмента способно привести к абсолютно обратному эффекту в ноосфере. Вот именно по такому канату манипуляторам и приходится проходить раз за разом. И нельзя сказать, что это движение только в одном направлении. Группа ТаТу или Gangnam Style PSY вполне себе пропутешествовали в обратном направлении из «дикой» национальной культуры в мозг глобального поедателя бургеров, так что и такой маршрут тоже возможен, и вряд ли кому-то даже в Голливуде придёт искать в этом явлении корни условной антиZOG.

Даже теоретически чтобы понять, что ты не такой как все, человеческому индивидууму нужно оттолкнуться именно от массового восприятия массовой культуры, а значит и интерес к массовой культуре все-таки первичен и превалирует. Излишним будет говорить, что 95% населения навсегда остаются именно на этой стадии, и не пытаются понять нечто более высокое и элитарное, не говоря уже о сложном.

[править] Жанры

Сегодня каждый жанр искусства стал массовым: от музыки до фильмов с телешоу. И везде есть свои стопицот раз обкатанные шаблоны.

[править] Музыка

Рассказ про печальное состояние музыки в наше время, пиар малоизвестных попсовиков ради бабла и так далее.

[править] Кино и телевидение

Современные фильмы. Бесконечные сиквелы и ремейки старых фильмов, килотонны низкосортных мыльных соплей, которые 24/7 крутятся по ТВ, ну и современные телешоу конечно.

[править] Литература

Разная макулатура, которая маскируется под детективы и любоффные романы, всякие издания про психолохию и самосовершенствование.

[править] Игры

Описать короткую, но поучительную историю того, как амбиции видеоигр, как «нового искусства», были быстренько перенаправлены (опять же) в русло добычи профита. (Хотя инди-разработчики и делают игры не ради бабла, искусство получается не часто, ведь чаще всего акцент идёт на геймплей, а графика, музыка, сюжет, глубочайший лор идут бонусом. Частенько индюшатина заскакивает в библиотеку массовому потребителю, поэтому, не только про ААА писать надо.). Как индустрия потонула в сиквелах, как появились MMORPG и что из этого вышло, как казуал стал священной коровой, а YOBA — стандартом. Почему в стареньком Моррике была «ДУША» и даже умные мысли, а узрев стыд, именуемый «TES 4: Забвение», а потом и «Крусис», анон пророчески изрек: «Это игры, которые мы заслужили».

[править] Массовое сознание

«

Мода смешна в начале и смешна в конце

»
— Поговорка

Впервые этот термин появился в научной литературе ещё в 20 х годах прошлого века. В наши дни массовое сознание — это сознание больших масс людей, а также особая форма обыденного сознания, которая формируется под влиянием определенных средств, в основном СМИ и пропаганды. Манипулятор для управления толпой использует ее социальные, религиозные, культурные этнические и гендерные предпочтения и убеждения, служащие основой общей самоидентификации группы. Необходимым условием манипуляции служит присутствие образа врага, организующего толпу как целое. Формирование управляемой толпы посредством серии манипуляций становится ключевым инструментом процесса легитимизации и делегитимизации властных институтов в современном мире. Как правило, манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующий объект в нужном для манипулятора направлении.

Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, которая способна за предельно короткое время захватывать массы людей. Интимные прически или бикини-дизайн, вполне себе существовавшие у женщин некоторых народов веками, вошли в европейскую массовую культуру только после сексуальной революции 60х годов, а до этой страны докатились только в 21 веке, в российском кино бритый женский лобок вообще впервые появился лишь в 2010 году в фильме Балабанова «Кочегар». Сейчас бикини-дизайн это вполне себе бизнес даже в этой стране со всеми атрибутами бизнеса вроде обучения, трудоустройства, объявлений на интернет-сервисах и так далее. 95% людей, следящих за зоной бикини, не могут внятно ответить на вопрос, когда и зачем они впервые решили сделать интимную стрижку. Просто было не модно, а стало модно. И стереотипы уровня «что я шлюха что ли»у женщин или «мужики в бане не поймут» у мужчин меньше чем за десятилетие отошли на надцатый план.

[править] Стереотипы

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих людях. Следуя стереотипу, люди упрощают картину мира, делают ее более понятной. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Во многих случаях они вредят взаимопониманию, а следование им приводит к печальным последствиям.

Стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста, пола, расы, религии, профессии и национальности. В большинстве случаев стереотипы носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей, они часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления как расизм, сексизм, исламофобия и так далее.

С познавательной точки зрения, стереотип представляет собой обоюдоострое оружие — он даёт информацию в легкой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Люди стереотипы от знакомых от СМИ, из масскульта, а не формируют их сами на основе личного опыта. Все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

На основе стереотипов строятся традиционные приемы во многих жанрах массовой культуры. Сам жанр здесь выступает как стереотип, который редко подвергается существенным изменениям. Для стереотипной эстетики массовой культуры характерен приём так называемого счастливого конца — хэппи энд. Если учесть, что задача массовой культуры заключается в том, чтобы отвлекать, успокаивать и обнадеживать, то становится понятным, почему хэппи энд — обязательный элемент продукции голливудского типа. Впрочем, этот приём характерен не только для кинематографа, но и для массовой литературы — эстетические принципы здесь общие.

[править] Примечания