Личные инструменты
Счётчики

Постапокалипсис

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше произведений, теорий и предсказаний большого пиздеца.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
«

Война… Война никогда не меняется. Наступил конец света, как мы и предсказывали.

»
Классика жанра

Постапокалипсис — один из жанров фантастики, описывающий жизнь человечества в течение и после Большого Пиздеца.

Содержание

[править] Зарождение жанра

Они тоже имеют неиллюзионное отношение к Апокалипсису!
Нам пиздец настал уже давно.

Зарождение жанра можно отнести к концу XIX века. В романах Джека Лондона описывался мир, в котором людей выпилили страшные болезни (ибо до ядерных вундервафель было еще долго). Однако расцвет постапокалиптической литературы пришелся на середину XX века, и этому немало способствовала специальная олимпиада между СССР и США, грозящая перерасти в экстерминатус.

[править] Постъядерный мир как направление в постапокалипсисе

Fallout 3. Картинка какбе намекает, кто же автор глобального пиздеца.

Из общего постапокалиптического направления (включающего уничтожение людей любыми способами, будь то огромный метеорит, болезни или анальное порабощение роботами) выделяется «постъядерный мир», основной темой которого стало выживание остатков человеческой расы после глобальной ядерной войны в нелегком быту, заключающемся в поедании крыс, войне с мутантами, мародерстве, поиске женщин для секса (читаем нетленку Харлана Эллисона «Парень и его пес») и т. п. На сегодняшний момент постъядерный сеттинг является одним из самых популярных направлений в постапокалиптике.

Постъядерный сеттинг имеет несколько основных предположений, которые в разной форме комбинируются в произведениях сеттинга и выделяют его в отдельный жанр:

  • Радиация. Тонны радиации, радиация везде, опасные мутанты, отравленная вода и почва, количество пригодных для обитания мест ограничено. Мем изначально родился в 50е, когда уже было известно, что радиация вызывает мутации и лучевую болезнь, но в целом воспринималась как неведомая ёбаная хуйня.
  • Ядерная зима. Тонны бомб привели к полному замерзанию шарика, немногие выжившие шугаются от замёрзшего мира. Мутанты и пираты прилагаются. Мем сильно форсился антиядерными диссидентами с 60х.
  • Подземные убежища. На поверхности полная жопа, все выжившие живут в убежищах, где предаются тоталитаризму, армейскому методу и евгенике в разных проявлениях. Под землёй выросли поколения, никогда не видевшие поверхности, при этом на эту поверхность в какой-то момент нужно выйти. Обычно здоровая доза социальной фантастики прилагается.
  • Пиздец ресурсам. Предполагается, что в результате глобальной гонки сверхдержав ресурсы на шарике кончились, тонны нефти испарились в атмосферу, и аборигены занимаются тем, что или разбирают поржавевшие вундервафли на металлолом, или холят и лелеят немногие уцелевшие варианты шушпанцеров, которые ещё работают. Социальная деградация обычно прилагается.
  • Оголтелый вундервафлизм. Поскольку в рамках сеттинга действие происходит обычно после большой и долгой войны, то мир напичкан военными базами, гигантскими человекоподобными роботами и прочей хренью чуть менее, чем полностью (так как отыгрывать жителей Папуа Новая Гвинея в постапокалипсисе никому нахуй не интересно, предполагается, что действие происходит в укрепрайоне). Ну и, соответственно, главные герои используют продвинутую плазму с особым цинизмом.
  • Телепатия, телекинез и прочая магия. В результате воздействия радиации, экологии и отсутствия живительного Интернета у аборигенов ВНЕЗАПНО развиваются какие-нибудь паранормальные способности, которые способны радикально изменить человечество.

[править] Зомби-апокалипсис

Со времён «Рассвета живых мертвецов» зомби плотно вошли неспешной поступью в поп-культуру, застолбив для себя отдельный жанр зомби-апокалипсиса, когда резкое появление неизвестного вируса, нарушение проклятья работорговцев или использование соуса при бальзамировании трупов приводит к появлению зомби. Зомби размножаются так же, как и вампиры, только если вампиры сосут, то зомби обычно грызут мозги, превращая жертву в такого же зомби. В результате прикладного применения геометрической прогрессии в мире остаются считанные не-зомби, которые отчаяно пытаются сохранить голову на плечах.

За долгие годы существования жанр разросся, обрёл свои собственные атрибуты, и по состоянию на настоящий момент процветает едва ли не лучше постапокалипсиса ядерного.

[править] Другие варианты

Собственно говоря, весь пост-апокалипсис делится на два подвида: пиздец приходит или в результате действий людей, или в случае вмешательства некой природной силы.

Первый вариант, чаще всего, предполагает какую-нибудь социальную страшилку. Например, британские учёные выводили вирус от крыс и он ВНЕЗАПНО выпилил всех женщин. Или британские учёные пытались передавать энергию через ионосферу и она ВНЕЗАПНО выпилила 95% почвы. Или террористы ВНЕЗАПНО запустили какую-нибудь сверхсекретную вундервафлю. Ну, вы поняли.

Второй вариант обычно базируется на прочих популярных страшилках глобального характера, прежде всего экологических и биологических как наиболее непонятных и всемогущих в глазах 95% населения. Огромные генно-модифицированые метрокрысы вылезают из своих метроподземелий, отчего случается глобальное потепление и заражение всего населения вирусом-мутантом, в результате — опять же Большой Пиздец и сокращение поголовья.

Многие такие варианты очень любят в голливудском синематографе, ибо позволяет засирать глаза и мозг ЦА совершенно произвольными эффектами. Гигантские цунами, замораживание или зажаривание всего человечества, затопление суши водой и т. п. — это же так красиво, пипл хавает! Наличие же взаимоисключающих параграфов при этом всем похуй — на такое кино ходят не биологию, географию и физику изучать, а попереживать и погрызть попкорн.

Особняком стоят произведения вроде «Пасынки Вселенной» про большой пиздец, случившийся на отдельно взятом космическом корабле размером с хороший астероид.

[править] Общие черты постапокалиптического мира

Если видеть небо серым и не вспоминать, что небо, небо было голубым(с) Агата Кристи
  • Духовная и технологическая деградация человечества.
  • Мутанты, доставляющие пиздюли обывателям.
  • Разрушенные города, в которых процветает Ад и Израиль.
  • Повсеместная работорговля и грабеж корованов.
  • Постоянно обложенное черными тучами небо.

[править] Эстетика постапокалипсиса

С одной стороны, говорить об эстетике мира после БП, который почти всегда скатывается в сраную анархию (поверхность в фильме «Парень и его пес»), в тоталитаризм («Пастырь»), либо вообще в условные «джунгли», когда как такового общества нет и каждый выживает, как умеет («Я — легенда») — могут только циничные битарды. С другой стороны, количества кина, игр, книг, фанфиков и общая избитость сеттинга говорит о том, что все-таки что-то бередит душу анонимуса, заставляя вздыхать от красот заходящего солнца на фоне разъебашенного города. Итак, что же именно доставляет в постапокалипсисе с чисто художественной и психологической точки зрения:

  • Существенное сокращение популяции пипла — перенаселение, а также растущая урбанизация с неизбежным ростом поголовья быдла приводит к изменению психики и укоренению ненависти к бесчисленным суетящимся людишкам. Какой анонимус в тайне не просил у Деда Мороза на Новый Год револьвер, когда его толкали на улице или топтали ноги в метро?
  • Ощущение абсолютной свободы — логическое продолжение пункта первого.

Тут есть ряд аспектов:

  1. Свобода в философском понимании. Кто-то из великих сказал, что свобода одного человека всегда ограничивается свободой другого. Соответственно, чем меньше людишек остается на земле, тем больше у них степень свободы.
  2. Свобода в уголовном понимании. Свобода — как безнаказанность. Больше нет высокоразвитого общества, следовательно не действуют его законы. Кто не замирал от восторга, когда в фильме выжившие грабили пустой супермаркет, пересаживались в брошенный на улице новенький «Хаммер» или находили одинокую скучающую тян?
  3. Свобода в психологическом понимании. Согласно Фрейду, культура появилась в результате столкновения первобытных инстинктов (ака воруй-убивай-еби гусей)с желанием жить цивилизованно, по правилам, то есть, сознательного и бессознательного («Недовольство культурой»). Следовательно, отмена общества и культуры позволяет реализовать наши подавленные желания.
  • Осознание собственной крутости — очень часто герой постапокалипсиса — крутой парень с дробовиком, что объясняется естественным отбором (компьютерный задрот вне тепличных условий вряд ли выживет). А поскольку, читая книгу, проходя игру, смотря фильм, мы подсознательно ассоциируем себя с главным героем, ставка на крутого парня весьма оправдана.
  • Отстрел мутантов, бандитов, зомби, терминаторов и проч. — в каждом битарде дремлет первобытный охотник, которому дай в руки дубину/лук/пращу/дробовик и больше ничего ему для счастья не надо.
  • Ощущение постоянной опасности — так не хватающий офисному планктону адреналин, заставляющий его прыгать с парашютом, кататься на горных лыжах и задирать гопников.
  • Атмосфера пиздеца, отчаяния и безысходности — этой чертой постапокалипсис сильно напоминает другое культурное явление, известное, как «декаданс» (упадок). В последний раз декаданс в России расцвел буйным цветом в годы «серебряного века», совпавшего с такими социальными пиздецами, как первая мировая война, русская революция и становление тоталитарного государства. Чуешь, куда все идет, анон?

[править] Оно самое в мировой культуре

b
«...Но птицы уже улетели...» (финский расовый постапокалипсис)
b
Советский артхаусный мульт по Брэдбери о постъядерной Калифорнии.

Тысячи их! Особенно, как указано выше, в Голливуде. Всякие безумные Максы, водные миры, дити человечьи и прочее всех направлений — за последние 40 лет чего только ни наснимали, причем разной степени успешности, от сотнемиллионных блокбастеров, радостно потребляемых всей планетой, до полных фейлов, с которых даже самый непуганый хомяк удирал еще с середины. И этот мутный поток не прекращает пополняться.

Тема популярна и в литературе. Стоит отметить винрарнейшие «Молот Люцифера» Л. Нивена (Большой Пиздец настал в результате падения осколков кометы, акцент на реалистичности описания как чисто физических последствий, так и поведения людей в данной ситуации), «День триффидов» Дж. Уиндема (после любования на необычный метеоритный дождь все смотревшие ослепли, немногие зрячие пытаются построить новый мир, в чем мешают расплодившиеся полуразумные ходячие растения, акцент на вопросах морали и социологии), «Первый день спасения» В. Рыбакова (классический ядерный большой пиздец, народ в убежищах, мрак и безысходность), «Власть огня», выгодно отличающийся тем, что человечество заедено огнедышащими драконами и еще много других.

[править] Компьютерные игры

Разумеется, тысячи их, в основном ролевых и приближенных к ним. От древнейших двухмерных бродилок по выжженой квадратно-гнездовой пустыне до современных, включая всякие фоллауты и прочее. Ибо жанр позволяет легко свести всю полноценную жизнь героя к примитиву, когда всех ролевых возможностей только кого-нибудь пристрелить, максимум — в нескольких локациях сделать что-то весьма ограниченное, а все остальное отсутствует, так как ну шо же ви таки хотели от атомной пустыни, чтоб там цивилизация расцветала?

[править] См. также

[править] Ссылки