Персональные инструменты
Счётчики

Участник:DouViction/Ефремов

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый DouViction приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 11.03.2014
Участник:DouViction/Ефремов/Склад

Иван Антонович Ефремов (9 (22) апреля 1908, Вырица, Санкт-Петербургская губерния — 5 октября 1972 года, Москва) — винрарный советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог (и создатель тафономии — раздела палеонтологии, изучающего закономерности, связанные с захоронениями), автор ряда популярных и по сей день научно-фантастических (и не только) трудов.

Содержание

[править] Чем знаменит

За пределами тусовки палеонтологов — в первую очередь книгами, большая часть которых представляют образец хорошей, годной научной фантастики, с определенным количеством матана и собственной социальной утопией.
Нынешнему читателю будет скорее знаком мир Полудня Стругацких — так вот, ноги растут именно из «Туманности Андромеды» с сиквелами.
Как и АБС, сабж видел утопию будущего коммунистической — и, как и АБС, коммунистической в чистом виде, без марксизма-ленинизма с патчами и аддонами. Более того, наступлению всеобщего благоденствия у Ивана Антоновича предшествует не одна Третья Мировая, а целая Эпоха Мировых Войн (ЭМВ, так и называется), а в числе государств прошлого упоминаются «псевдосоциалистические». При этом «Туманность Андромеды» в Совке издавалась.

[править] Биография

//Требуются еще факты и лулзы

Родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году. При этом везде писал, что в 1907, так как в юности приписал себе лишний год в паспорт.
В 1914 его семья переехала в Бердянск, где хорошая жизнь внезапно закончилась — в 1917 грянула революция. В 1919 семья перебралась в Херсон, его мать вышла замуж за красного офицера, и уехала с ним, оставив детей тетке. Тетка вскоре умерла от тифа.
В итоге 12-летний пвцан прибился к красноармейской автороте, и доехал с ней до Перекопа, где и застрял до конца войны. В 1921 демобилизовался и уехал в Петроград, намереваясь учиться. Закончил школу за 2.5 года, совмещая работу с учебой. Познакомился с зоологом и палеонтологом Н.Н.Сушкиным, который, чтобы юного Ваню не отвлекали от учебы проза быта и мирские соблазны, поставил для него стол прямо в своем кабинете. В 1924 штурманом на каботажном судне ушел на Дальний Восток.
Оттуда в 1924 году он вернулся уже в Ленинград, зараженный страстью к палеонтологии. Поступил в университет на биофак, одновременно работая препаратором в Геологическом музее (по протекции Сушкина). И понеслась.
К окончанию института в 1935 Ефремов успел объездить с экспедициями чуть ли не весь континент. В том же году стал кандидатом, и вместе с Палеонтологическим институтом переехал в Москву. В марте 1941 получил доктора, с началом ВОВ был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда — во Фрунзе, откуда из-за лихорадки чуть не отъехал еще дальше — повезло. Но болезнь сердца у него таки осталась.
Как раз тогда Ефремов открыл новую область палеонтологии — тафономию, изучающую сохранение скелетов ископаемых животных в слоях осадочных пород. Базисный труд о написал еще в 1943, но как раз тогда всех в Советском Союзе страшно интересовала палеонтология, так что пришлось ждать с изданием до 1950 годе. Вин же в мире признали только в 1970е (но сам Ефремов свой раздел науки применял, а за тафономию получил Сталинскую премию 2 степени — тоже не хрен собачий).
Писать фантастику начал в 1942, когда болезнь надолго свалила его с ног. Научной литературы под рукой не было, больной и голодный организм для серьезной работы не годился. От скуки палеонтолог начал баловаться написанием приклюнченческих рассказов в духе Хаггарда и Лондона. Так что от голода, болезни и эвакуации тоже бывает польза. За осень-зиму 1942-43 года Ефремов написал семь рассказов - «Встреча над Тускаророй», «Эллинский секрет», «Сумасшедший танк», «Аллер-горхой-хорхой» (более известный под названием Олгой-хорхой), «Катти Сарк», «Озеро горных духов», «Путями старых горняков». Отсюда название сборника - "Семь румбов". Правда, опубликованы были только пять рассказов. "Эллинский секрет" (о генной памяти) редакторы сочли совсем ненаучной фантастикой, а "Сумасшедший танк" зарубил сам Ефремов. Вместо него был написан новый рассказ - "Голец Подлунный".

В 1944 палеонтологов реэвакуировали. Надорвавшись на погрузочно-разгрузочных работах, Ефремов опять лежал больной и попросил одного из учеников отнести рукопись в издательство "Молодая Гвардия". Через два месяца к больному явился заключать договор редактор издательства. И все заверте... Еще до выхода сборника рассказы были опубликованы в журналах «Красноармеец» и «Краснофлотец», и, самое главное, - "Новый мир" (для школоты - это примерно как попасть в прайм-тайм Первого канала) и "Техника - молодежи" (а это гарантирует внимание ЦА). В том же 44 году "Воениздат" выпустил в дополнение к молодогвардейскому еще один сборник. Короче, состоялось рождение нового писателя. На волне популярности выходит еще ряд рассказов - «Алмазная труба», «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Белый рог», «Голец Подлунный», «Последний марсель», «Атолл Факаофо», «Бухта радужных струй», «Тень минувшего».

Причины успеха тащем-та очевидны. Широкие читательские круги устали от бесконечных потуг переплюнуть Толстоевского. Хотелось чего-то майнридовского или жюльверновского, с приключениями и путешествиями. И до поры до времени Ефремов продолжал поставлять любителям приключалова годную пасту - в 1949 вышла повесть "На краю Ойкумены", в 1953 - "Путешествие Баурджеда". От рассказов переходит к повестям "На краю Ойкумены", "Путешествие Баурджеда", "Звездные корабли", "Сердце Змеи". Но настоящий прорыв свершился в Монголии, в конце 40-х (о самой экспедиции написано в документальной повести «Дорога ветров»). Именно там Иван Антонович придумал вселенную Великого Кольца. На написание романа ушло много времени, и только в 1957 была выпущена «Туманность Андромеды».

Роман взорвал советскую фантастическую литературу не хуже этих ваших "Властелинов колец". Обычно в этом месте следуют ритуальные плевки в адрес ФБП. Но "ближний прицел" сам по себе не был плохой фантастикой. Просто он вошел в полосу предсмертного "кризиса жанра". Все дороги здесь были исхожены и вытоптаны, читатель (и писатель) просто устал сотый раз читать об одном и том же. Ефремов же порвал шаблоны в клочья - тысячелетнее будущее, межгалактические полеты, сиськи и абсолютно непохожий на советскую действительность коммунизм. Рамки были раздвинуты одним махом, и на такую ширину, до которой мало кто из последующих писателей мог дойти.

Для самого же Ефремова "Туманность" означала превращение из беллетриста-приключенца в мыслителя-пророка.

[править] Книги

Как можно заметить, Иван Антонович был весьма занятым человеком, и времени на художественные произведения у него было не то чтобы очень много. Поэтому самое интересное ограничивается, фактически, четыремя романами. Не АБС.

[править] Туманность Андромеды

Участник:Снуб/Туманность Андромеды
Защищенная версия:
Участник:DouViction/Ефремов/ТА архив

[править] Час Быка

Сиквел «Туманности Андромеды». Имеет ряд отличий:

  • События развиваются не на благополучной Земле, а в прямо противоположной среде.
  • Философии и социологии чуть меньше, экшена — значительно больше.
  • Экшен порождает драму, до которой первой части далеко (спойлер: в том числе фраги среди землян, и даже фраги, взятые землянином).
  • По тем же причинам неподготовленным читателем воспринимается легче, чем первая книга.

Читателям, желающим познакомиться с творчеством Ефремова, но не искушенным философскими измышлениями и утопией, можно порекомендовать начать именно с этого романа, а уж потом браться за "Туманность Андромеды".

  • Ну и главное — если «Туманность Андромеды» — утопия, то «Час Быка» — злющая, и очень откровенная сатира. По щщам получили и ЦК КПСС, и чиновники, и даже маститые ученые. Издавать роман цензура очень не хотела. Спасало разве то, что формально (по сюжету) страна происхождения падшего общества колонистов, вероятно, Китай.

[править] Таис Афинская

статью потом допилю

[править] Лезвие Бритвы

статью потом допилю

[править] Расссказы

статью потом допилю

[править] См. также

Фантастика
Стругацкие — идейные продолжатели, на свой лад
Коммунизм


[править] Ссылки

[править] Примечания