Персональные инструменты
Счётчики
В других энциклопедиях

Serious Sam

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
Православное лого

Serious Sam (рус. Серьёзный Сэм, школ. Крутой Сэм, боярЛихой Семенъ) — развеселый kill'em all шутер от хорватской студии Croteam. Эта игра наполнена драйвом и набигающими монстрами сверх всяких пределов.

В начале двадцать первого века стало модным выпускать шутеры с кинематографическим качеством и клоны Half-Life’а, тысячи их! Многие игроки тогда заскучали по старым добрым кровавым скотобойням, выходившим во времена славных Quake и Duke Nukem 3D. И тут внезапно выскакивают никому не известные шесть хорватских ребят с абсолютно никем не ожидаемой треш-игрой, ставшей одной из самых лучших игр 2001 года и навсегда занявшей почетное место среди PC-шутеров. Да, на Агру игра пришлась по нраву.

Содержание

[править] Сюжет

Не очень далёкое будущее. Люди добились значимых успехов в науке и технике настолько, что решили оккупировать и колонизировать уютненький кусочек космоса. В ответ на такое хамство невесть откуда на людские военные базы стали набигать толпы балауров монстров Ментала. Люди отважно сражались, стреляли из звездолётов, но, не вынеся столь мощного рейда, отгребли на всех фронтах, включая родимую Солнечную систему. Не сегодня-завтра Ментал выпилит людишек из их последнего оплота — Земли. Срочно потребовались герои, иначе всем песец.

Используя на удивление удачно откопанную машину времени, люди решают отправить на несколько тысяч лет назад самого храброго, умного, интеллигентного и красивого истребителя инопланетных монстров Сэма «Серьёзного» Стоуна. И не куда-нибудь, а в Древний Египет.

Алсо, концовка приквела как бэ намекает, что (спойлер: Сэм не был избран для отправки в прошлое: на самом деле он последний выживший из расы человеков. Весьма драматично)

[править] Часть первая, пришествие первое

Обложка первой главы первой части.

От уровня к уровню мы занимаемся безостановочным истреблением бесчисленных масс всевозможных монстров. Количество противников, способных появиться на экране одновременно, временами заставляет фалломорфировать. Берут враги не только численностью, но и безумным разнообразием и дизайном некоторых из них. Тут есть обезглавленные пехотинцы, скелеты горгулий, орущие безголовые камикадзе, лопающиеся жабы, скорпионы-пулемётчики, быки, биомеханоиды, рептилоиды, сгустки лавы, гарпии и пираньи. Некоторые из них попадаются разных размеров, например, после схватки с тремя скорпионами-переростками на разборку приходит переросток скорпиона-переростка. LOL. Чем выше уровень сложности игры, тем больше противников можно увидеть на экране, но даже на самом детском уровне сложности их количество весьма внушает.

Чтобы вся эта благодать вмещалась на экране, разработчики расщедрились на весьма немалых масштабов и красоты локации. Графика в игре достаточно простая, но красивая для своего времени, а очень гибкие настройки не заставляли пользователей горевать от зверских системных требований даже тогда, чего уж говорить сейчас. В некоторых местах границы карты ничем не закрыты, но если слишком далеко забежать, то здоровье начинает стремиться к нулю.

Имеется солидный арсенал классического и не очень оружия, включая дробовики/двустволки, рокет-лаунчеры, миниган и карманную ядрёную пушчонку. Находка очередной пушки и мешков с патронами на 100% означала, что сейчас будет пиздец, примерно пропорциональный количеству и качеству найденного.

Главный герой обладает даром речи и изрекает множество кошерных фраз. «Double your gun — double your fun», например.

В игре также есть много пасхалок от простых нычек с патронами и аптечками до лулзов, загадок и секретных уровней, а также не очень приятных ловушек. Например: разработчики очень тонко пошутили над игроком, награждая его монстрами за поднятие убегающей с упоротым смехом пилюльки на +1 здоровья. Также, в гробнице Рамзеса III при виде огромного каменного шара Сэм насвистывает мелодию из «Индианы Джонса».

Угх-Зан. Третий.

Помимо стандартного мультиплеерного набора Дефматч/Захват Флага/Командный Дефматч, сингловую часть можно проходить в кооперативном режиме, что весьма доставляет. Там же можно поставить 400% силы монстров на каждого игрока и после лицезреть свою ничтожность, пытаясь преодолеть адов пиздец, творящийся на экране.

Было бы грешно не упомянуть ещё одну особенность местной флоры и фауны — боссов игры, достигающих феерических размеров. Финальный же босс вообще заставляет срать кирпичами при его виде, что, в принципе, нисколечко не мешает устроить ему полный экстерминатус во имя человечества.

Тем ненасытным к виртуальному мясу, кому было мало основной сюжетной части игры, оказывалась возможность сотворить своего Сэма с ООП и монстрами, для чего на диске были записаны редактор уровней (!) и 3d-моделлер (!!), позволяющие перепиливать содержимое игры как угодно — от игровых карт до пользовательских модов. Таким бонусом воспользовались многие игровые издания, например, тот же (тогда еще живой) Game.exe в союзе с разработчиками и издателем 1С проводил конструкторский конкурс с жирными призами.

[править] Часть первая, пришествие второе

Пасхалка с консервированными боссами из предыдущей части.

Вдохновлённые успехом Первого Пришествия, год спустя разработчики выпустили продолжение Serious Sam: The Second Encounter, вносящее ещё туеву хучу монстров, несколько новых способов их истребления и ничуть не меньше лулзов. Графика также стала красивее, разрешение текстур возросло, но ненамного. А для написания fight-саундтрека была приглашена винрарная хорватская митол-группа Undercode. В целом, это была весьма вкусная добавка для тех, кому первая часть пришлась по вкусу.

Несколько подзаебавшую за первую часть египетскую архитектуру сменяет сначала не менее древняя Южная Америка, после чего телепортируемся в древний Вавилон, откуда совершаем не менее плавное путешествие в нечто вроде Средневековой Европы. Появилось больше открытого пространства, по которому на тебя со всех сторон прёт смерть.

Умножение на ноль подкрепляется парочкой новых средств уничтожения — бензопила «Дружба», снайперская винтовка и огнемёт, который весьма реалистично орошал огнём не только монстров, но и окружающую среду.

Что примечательно, во Второе пришествие играть приятно и сейчас. До сих пор можно найти сервера и устроить врагам экстерминатус на Большом Соборе.

Для сабжа создано уже более двухсот карт разной паршивости различных жанров, что лишний раз указывает на то, что игра живее всех живых. Отдельного упоминания заслуживает винрарная серия модификаций «Защита родины», доставляющую своей озвучкой, персонажами, дизайном и кровавыми месивами. Серию можно невозбранно скачать отсюда

Стоит упомянуть трэш-перевод от Фаргуса — чуть более чем половина текста Инертана не переведена, но зато вместо Суперущерба красуется надпись «Подобрана пиздатая штуковина!», а вместо Неуязвимости — «ПОХУИЗМ».

В игре содержится over9000 пасхалок вроде Зумб'улов, режущихся в покер, стреляющего снеговика, Деда Мороза с подарками, секретной локации с маленькими монстрами, триггер, взрывающий пирамиду Луны и вызывающий рептилоидов, нехило доставляющие четыре телефонные будки (в одной из которых Сэм троллит некоего Блондинчика), а также исповедь Менталу на последнем уровне.

[править] Serious Sam 2 aka Часть вторая

Бессовестная эксплуатация брэнда с целью выжимания бабла из аудитории этого вашего Xbox . В отличие от винрарной первой части, вторая признана типичной хуитой.

И без того цветастые местами пушки и враги превратились в совсем уж детсадовско-карамельно-пластилиновых, модельки части оружия стали невыносимо отвратительными. Локации хотя и стали разнообразнее, но сделаны оказались уныло и безынтересно, а своим откровенно детским дизайном напрочь портят все впечатления от нового движка. Количество монстров не идёт ни в какое сравнение с первой частью, не впечатляя даже на максимуме. Боссы в большистве своём столь безнадёжны и легко убиваются, что их просто жалко (а последнего наоборот — приходится валить чуть ли не часами, что не доставляет).

Как признавались разработчики в интервью, первые две версии игры создавались как откровенный стёб над иконами тогдашнего рынка шутеров (Quake, Doom, Duke Nukem). Во второй части они, видите ли, сами стали с усами. Результат очевиден. Количество лулзов на экране заменено идиотскими прикольчиками и стремится к нулю. Сюжет дебилен и туп даже для 3D-шутера. Основному канону он не соответствует, с событиями остальных частей игры никак не связан и утратил, вдобавок ко всему, всю научно-фантастическую основу, превратившись в запредельную поебень, состоящую из дурацких штампов, роялей в кустах и весьма посредственного юмора. До роли развеселой пострелушки, а тем более «кровавой скотобойни» данное биллибойное поделие явно не дотягивает. Epic fail.

В игру разработчики добавили так называемые «средства передвижения»: разнообразные вырвиглазные Вундервафли™, позволявшие игроку уныло укатывать набигающих врагов с ещё большей скоростью. К ним относились кабриолет-гравицапа с плазменными нанопушками, огнедышащий раптор-спринтер, мыльный пузырь с колючками, нелетающая тарелка с лезвиями по краям, вертолётик жёлто-голубой раскраски с подходящим названием "Kozak" и разнообразные турельки.

Пара пасхалок была также замечена в выкриках Сэма. Ими были: «Shake, baby, shake, but ain’t gonna Quake!» и «I like collecting big guns. It’s so Unreal!» Также на одном уровне, где-то в глубоких болотных ебенях, можно встретить скелет высокорослого блондина в тёмных очках и с ракетой, застрявшей в жопе. При его виде Сэм выдает: «Dude, you’ve been hanging here like… Forever

Где-то после первой трети игра становится скучной, а после половины хочется навсегда стереть и не вспоминать. А потом поставить православные Первое/Второе Пришествие и раздать всем быкам по рогам. Удивительно, но игра умудрялась-таки доставить некоторым хардкорным фанатам серии. А разгадка одна — мерзкий xbawks.

Игра получилась настолько провальной, что Croteam не любят о ней вспоминать и даже придумали оправдание своему фэйлу с точки зрения сюжета — (спойлер: Serious Sam 2 является сном Сэма, который он видит, летя на Сириус), потому-то в игре всё такое мультяшное и несерьёзное, в отличие от реалистично-мясного оригинала. Хотя более логичным в этом контексте смотрелся бы как раз BFE, но кого это ебёт?

Есть слухи, что к игре готовят HD-ремейк на новом движке. Croteam обещают переработать сюжет и локации. Потому фанаты серии запаслись попкорном и ждут.

[править] Serious Sam: The First Encounter HD

b
Трейлер к сабжу

По унылой концовке второй части понятно, что Croteam сразу задумывала ещё и третью часть. В целях обкатки будущего движка разрабы предложили римейк The First Encounter в полном HD и распространением через Интернеты. Визуально всё выглядит хорошо, годно. Изменился интерфейс, в лучшую сторону изменились джибзы и модели.

По геймплею, стилю и ощущениям Serious Sam HD — это точная копия старого доброго «Первого пришествия». Модели оружия канонiчны, звуки вообще выдернуты прямиком из старой версии, а разрешение текстур теперь вполне позволяет играть в этом вашем Full HD. Все пасхалки и секреты остались на старых местах. Однако все-таки кое-что было местами выпилено. Например, самонаводящаяся шмагия у горных рептилоидов (теперь просто летит в лоб без упреждения, хотя и несколько быстрее), а при переходе на секретный уровень там, где раньше были качельки, заставлявшие нубьё срать кирпичами, теперь находится унылый портал прямо на следующий уровень.

[править] Serious Sam: The Second Encounter HD

Почти точная калька с оригинальной Second Encounter с перерисованными текстурами, моделями и новыми эффектами. Увы, по какой-то причине шикарная локация на уровне The Pit в Мексике, где гравитация была размазана по стенам постоянно вращающегося цилиндра, и враги нападали ещё и сверху (или снизу, или сбоку, смотря как повернёт цилиндр) была запорчена добавлением в неё невразумительной хуиты (вместо изменяющегося вектора гравитации - вращающиеся лопасти, судя по всему, новый Havokообразный физический движок попросту не умеет обрабатывать искривленную гравитацию). Всё остальное на месте, к употреблению рекомендуется.

Внезапно, через несколько месяцев после выхода Serious Sam 3 к игре было запилен Аддон (DLC) в котором добавили дополнительную главу, которую можно отдельно выбрать. Играется также бодро и интересно. Минусом является последний босс — это чуть более сильный Хнум из третьей части, которого можно убить только используя особенности карты (по простому — раскиданные кнопки, 4 из которых нажимаются руками, а остальные две — выстрелами). Также в SS: TSE HD на халяву, а спустя время — в виде отдельного DLC, была запилена полностью вся сюжетная кампания из первой части (теперь не нужно переключаться между играми), а также все мультиплеерные карты. В России купить все это добро не мог только нищеброд, ибо продавалось это одним большим набором всех Сэмов за 290 рублей в Steam, а нынче и того дешевле.

[править] Serious Sam 3: BFE

b
Оружие в SS:BFE

Игра — приквел к первой части. Война с Менталом в самом разгаре. Сэм вместе с группой «Альфа» должен спасти учёного, откопавшего артефакт, который в конце игры отправит Сэма в Древний Египет через ту самую машину времени, с которой начинается Первое пришествие. Но не сложилось, не срослось.

Первые 4-5 уровней представляют собой достаточно тонкую для школоты пародию на все эти ваши Call Of Battlefield, а вот потом начинается отрада для фанатов ещё того Сэма: открытые пространства, стада врагов, взрывы, треш, угар и прочая содомия. Немного утомляют прогулки по тёмным подземельям, но их не очень много, и они достаточно коротки.

Игра представляет из себя эдакий трибьют всем заслугам Сэма, только не скатывается в полное самокопирование, как было в том же Duke Nukem Forever. Да, игра не дает нам обширных прерий, но при этом она радует городской архитектурой, а также широчайшей ареной под конец. Плюс продолжительность, даже с DLC — не особо большая, поэтому в кооперативе ее можно пробежать за пару вечеров.

Новые виды оружия — вин, особенно доставляет возможность вырывать глаза и сердца, сворачивать шеи, отрывать головы и другие ненужные части от монстров… Хотя револьверы с бесконечным боезапасом действительно убрали (заменены на пукалку типа «Смит-Вессон»). Скорбим, скорбим. Также немного удручает, что снайперка и лазерка спрятаны в секретах, а секретов в игре дохуя и больше. Вернулась старая добрая двустволка! Пушка также на месте (как же без неё), выпилен огнемёт, частично выпилен гранатомёт (вместо него — C4) и, бензопила (на её месте кувалда, которая превращает моба в развороченное недоразумение), Томми-ган заменён на автомат НК-416, добавлен некий многозарядный осколочный дробовик, переведённый как «Опустошитель» (стреляет картечными снарядами которые очень быстро летают по прямой и взрываются при столкновении) и Сирианский браслет «Мутилатор» (арканит врагов аки лассо и рвёт на части, ломает стены, валит колонны, ну и двери иногда открывает, а прицепившись к быку, можно даже прокатиться на нём). Да, иногда раздражает дым и пыль от взрывов на новом движке, хоть это и тот самый «реализм». Особенно если злоупотреблять C4 на больших кучах врагов, можно ходить в потёмках и ждать, откладывая кирпичи, когда тебе прям в упор ВНЕЗАПНО выскочит камикадзе, довольно долго.

b
Для тех, кто думает что SS3 не олдскульный.
Разработчики, конечно, почитав мнения народа о Serious Sam 2, таки вернули монстров из первой части. Гнаары, арахноиды, быки, скелеты, гарпии, биомеханоиды, безголовые камикадзе, заметно похорошевшие, и всё такие же злые. Из нового мяса: Скрэпджек (Манкубус, на базе Мясника), технополип (вертолёт с тремя тентаклями на носу), солдаты-клоны (бывшие солдаты армии человечества, became a hero и возрождённые Менталом), ведьмы (надоедливые суки, на несколько секунд поднимающие Сэма в метре над землей и шатающие прицел, позволяя остальной монстроте невозбранно выдавать ему пиздюлей), хнумы (огромные прямоходящие копытные, очень похожи на Baron of Hell), пещерные демоны (надоедливые обезьяны, чаще всего встречаются в подземельях, заходят к игроку со спины, напрыгивают с потолков и тут же съёбывают, ибо хрупки что душа вашей вп) и пауки (почему-то с рогами на жопе и без паутины, мелких можно давить кошерными кедами, крупных рвать на куски).

Графон отличный же! Лицевая анимация подкачала, но Сэм и так покерфейс, да? А вот анимация от третьего лица — это пиздец, товарищи. Не включайте вид от третьего лица, забудьте клавишу H по умолчанию! А весь секрет в том, что количество параллакс-маппинга и шейдеров освещения на уровень здесь реально превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Именно поэтому картинка и кажется такой реалистичной поскольку и шершавость на стене, и рябь на песке и даже разбросанные под ногами мелкие камни отбрасывают тень, а "отпараллаксенная" брусчатка - вобще как само собой разумеющееся. На момент выхода игры подобным могли похвастаться лишь единицы.

b
Доставляющий трек от Undercode.
Саундтрек игры, написанный всё тем же штатным композитором серии, как всегда доставляет своим звучанием, хоть и стал в угоду серому, апокалиптическому стилю BFE менее харизматичным. Зато fight-треки как всегда порадовали, и устраивать мясорубку под грохот гитарных рифов приносит сплошное удовольствие. Фанаты из Рашки даже не поленились оторвать жопу от стула и отправили разработчикам петицию с просьбой снова пригласить для записи нескольких композиций вновь восставшую из продолжительного запоя группу Undercode. И, ЧСХ, хорваты пошли на просьбы фанатов, в результате чего группа в благодарность запилила отдельную песню для игры и клип на неё.

Также, отдельного упоминания заслуживает эпичная главная тема игры «Hero», полностью записанная и спетая ртом композитора Дамьяна Мравунача, а также ремикс Дюн из «Первого Пришествия», играющий во время битвы с финальным боссом.

Мультиплеер охуенен — кооп на 16 (!) человек, дефматч и множество других занятных режимов. Однако, карт мало, особенно для выживания — всего две штуки. Разрабы обещали допилить их в DLC, которые, по официальному заявлению, будут абсолютно бесплатными. Стоит заметить, что для комфортной игры, особенно в мультиплеере с количеством игроков более 2-3, нужен хороший современный компьютер, иначе будет жутко тормозить на уровнях с открытыми пространствами, обилием архитектуры и толпами врагов (в отличии от унылых портов с консолек, которые сносно идут даже на офисных вёдрах).

Локализация получилась средненькой-серенькой. Перевод перелопачен на свой лад, кое-где фейл, ну а кое-где и вин. Озвучка тоже удалась. Что, собственно, не мешает в настройках изменить язык озвучки на english по вкусу. Закос под Володарского в самом начале выполнен до омерзения халтурно. Типичный фейл — перевод Scrapjack Rocketeer, как «утиль-ракетчики». Не доставляет и перевод имени тян, помогающей Сэму (в оригинале её кличка — Хеллфаер, в переводе — Бомба) Или, например, после победы над одним из боссов в оригинале Сэм произносит: «All your base are belong to us, motherfucker», а в переводе — «Я твой дом труба шатал, козёл сраный». Конечно, доставляют некоторые перлы типа «Сукин я Сэм» и «Мэрилин Мэнсон вашу маму» (в оригинале — «Come get Sam» и «Jesus Harold Faltermeyer Christ»), а так же один из моментов в пирамиде, когда Сэм, одев побрякушку на руку, изрекает «Ну...один браслет - еще не пидор». Но всё же лучше юзать английскую озвучку и русские субтитры, а еще лучше — отключить субтитры во избежание разрыва шаблона.

Форк Паркер (Fork Parker), финансовый директор, агитировал активнее покупать игру, так как его жене нужны новые силиконовые сиськи. Вин!

[править] Защита от пиратов

b
Бессмертный скорпион DRM

Если на некоторые последние продолжения известных серий были таблетки дней за пять до выхода PC-версии, то тут пиратам пришлось немножко подождать. Croteam тем временем, скорчив Trollface заявляли: «Тем, кто ноет о пиратстве, нужно задуматься над качеством своих игр, а также перестать доить популярные серии, выпуская по новой игре каждый год». Само собой, публика, не хотевшая платить за лицензию, схавала первое, что вышло (а вышло оно 2 декабря, через 10 дней после релиза). На многих сайтах это первое рекламировалось как годный кряк от RELOADED[1]. Тех, кто его ставил, ждала парочка сюрпризов:

  1. Кряк был сделан не Reloaded, а какими-то китайскими мудаками.
  2. Игра стабильно вылетала КЕМ один раз в 3-4 минуты, а у некоторых даже чаще.
  3. Тот самый бессмертный скорпион, который дал просраться кирпичами куче школьников. Эта тварь быстро бегала, больно била и не умирала. Дополнительная защита от жадных детей. Адекватные люди сразу же сообразили, что стоит или подождать нормального кряка или все-таки купить игру. Комменты к раздачам на торрент-трекерах мигом наполнились вопросами «а как его убить?». Был даже замечен тролль, утверждавший, что если его мочить целую минуту, то убить можно.
  4. Числу к восьмому появился кряк от Skidrow[2]. Вылетов и бессмертных скорпионов уже не было. Но зато на пятом уровне появилось «головокружение». Мышь начинала сходить с ума, и играть становилось невозможно. Еще через пару дней выяснилось, что всё решается, если игру поместить в папку «%ProgramFiles%\steam\steamapps\common\serious sam 3\». Но и это не помогло. На седьмом уровне игра вылетает на боссе минотавре. А если с помощью чита пропустить уровень, то игра будет вылетать далее на других моментах. Такие дела.

Защита продержалась не очень долго, но всё равно хитрожопости и креативности хорватов можно поаплодировать.

Подобную подъебку Croteam повторили с игрой The Talos Principle. Там пираты не могли выбраться из лифта башни.

[править] Serious Sam Double D

Сэм в 2D. Нет, правда — в 2D. Точно так же, как русские школьники когда-то сделали 2D версию Doom, какие-то никому не известные разработчики сделали игру в 2D. Правда, официальную и с гешефтом для себя. Игра прежде всего сделана с прицелом на Xbox, но вышла и на PC. Продается за копейки. В наличии старые и новые монстры (например, обезьяны с разрывными бананами и женщины-камикадзе), доставляющие боссы и пирамида из оружий. Вышло дополнение XXL, с возможностью коопа с 1 человеком, новыми монстрами и оружием. В целом, вин.

[править] Алсо

Диск с первой частью можно было невозбранно получить вместе с одним из номеров журнала «Домашний Компьютер».

Много лет назад при покупке новенькой (тогда ещё) видеокарты ATI Radeon 9600 можно было обнаружить в коробке пару игр, среди которых был Morrowind и… First Encounter. Полностью оригинальный.

В The Second Encounter главного героя озвучивал Джигурда (что является единственным оправданием его существования), а текст переводил Гоблин.

На дебютном альбоме расового чешского goregrind-ВИА «Jig-Ai» вовсю используются сэмплы и фразы из Serious Sam 2, к примеру в песенке с доставляющим названием «Geishas Sucks European Cocks».

[править] Галерея

[править] Ссылки

[править] См. также

[править] Примечания

  1. группа, известная на торрентах как поставщик хороших, годных ломаных образов и репаков
  2. другая группа с хорошей репутацией


ШутерыBloodCall of Duty: Modern WarfareCounter-StrikeCrysisDead SpaceDoomDuke Nukem 3DHalf-Life (Garry's Mod) • HitmanLeft 4 DeadMax PayneMetro 2033PostalQuakeSerious SamS.T.A.L.K.E.R.System ShockTeam Fortress 2UnrealWolfensteinШутер про Вторую Мировую
TemplateGamesBottom.png